убедительной. Сознание не имеет границ. Становясь ограниченным, оно просто присваивает себе положение свидетеля. На самом деле свидетельствовать не о чем. ЭТО есть просто БЫТИЕ.
174 [181]. П. Яд гатва на нивартанте тад дхама парамам мама1. Что такое дхама? Не является ли это тем состоянием Абсолюта, что лежит за космическим сознанием?
М. Да.
П. "На нивартанте" должно бы означать – не скрываемое снова неведением.
М. Да.
П. Не следует ли отсюда вывод, что те, кто достиг космического сознания, всё еще не ушли от когтей неведения?
М. Именно это имеют в виду, говоря, что ни один из миров и даже мир Брахмы [Брахмалока] не освобождает человека от нового рождения. Бхагавад-Гита говорит: "Достигающие Меня не имеют новых рождений... Все остальные – в зависимости"2. Более того, пока вы считаете, что существует гати [движение], – как подразумевается самим словом гатва, – должно существовать также и пунаравритти [возвращение]. Опять же, гати подразумевает ваше пурвагаманам [рождение]. Что такое рождение? Это рождение эго. После рождения вы что-то приобрели, но полученное должны также и вернуть. Поэтому оставьте всё это многословие! Будьте тем, кто вы есть. Узнайте, кто вы есть, и оставайтесь самим Собой, Атманом, свободным от рождения, смерти и возвращения.
П. Верно. Как бы часто мы ни слышали эту истину, она всё еще ускользает от нас, и мы забываем её.
М. Именно так. Напоминания часто необходимы.
175 [182]. В течение дня не могли найти одну интересную фотографию. Казалось, что Шри Бхагаван был огорчен этим. Г-н Морис Фридман спросил, как Шри Бхагаван смотрит на все эти вещи.
Шри Бхагаван сказал: Предположим, вам снится, что вы берёте меня в (свою страну) Польшу. Вы просыпаетесь и спрашиваете меня: "Мне снилось то-то и то-то. Вы видели то же самое или другим способом узнали, что я брал вас в Польшу?" Какое значение вы приписываете такому вопросу?
П. Но разве Вы не сознаёте происходящего перед Вами?
М. Рассматривание фотографии, её исчезновение, так же как и ваш настоящий вопрос, – всё это просто работа ума.
Шри Бхагаван рассказал эпизод, в котором Шри Рама ищет Ситу. Парвати спросила Шиву, почему Рама, будучи совершенным существом, всё же печалится из-за потери Ситы. Шива ответил, что Рама по-прежнему совершенен. Чтобы испытать Совершенство и внести ясность, Парвати может появиться перед Рамой в облике Ситы и посмотреть, что произойдет. Так Парвати и сделала. Рама игнорировал её появление и продолжал выкрикивать: "О Сита, Сита!", двигаясь, словно слепой, не обращая