этом сейчас, при бодрствовании? Пусть то, что рождено, думает о своем рождении и лекарстве1, о своей причине и окончательных результатах.
Что такое рождение? Относится оно к "я"-мысли или к телу? Является ли "Я" отдельным от тела или идентичным с ним? Как возникла эта "я"-мысль? Является ли "я"-мысль вашей природой или нечто другое является ею?
П. Кто должен задавать эти вопросы?
М. Совершенно верно – это так. Всем этим вопросам нет конца.
П. Должны ли мы тогда сохранять спокойствие?
М. Сомнения прекращают мучить нас, когда преодолена путаница [моха].
П. Ваши утверждения равносильны прекращению вичары – исследования.
М. Если прекращается атма-вичара [само-исследование], то его место занимает лока-вичара [исследование мира].
(Смех в Холле).
Занимайтесь Само-исследованием, тогда не-Я исчезнет. Останется Я, Атман. В этом и состоит само-исследование Себя. Единственное слово Я равносильно уму, телу, человеку, индивидууму, Высочайшему и всему остальному.
232 [239]. Г-н Морис Фридман: Можно представлять вещи и наслаждаться ими силой своего воображения. Такие творения возможны для Брахмы, Творца. Применимо ли это утверждение также и к Его созданию, человеку?
М. Это утверждение есть также и ваша мысль.
П. Кришнамурти говорит, что человеку следует отыскать "я". Тогда "я" растворится, будучи только связкой обстоятельств. Это "я" не содержит ничего реального. Кажется, что его учение очень напоминает учение Будды.
М. Да, да. Предмет ("я") невыразим и постигается только переживанием.
233 [36]. Аристократичная и изысканная дама, посетительница с Севера, прибыла в полдень, сопровождаемая личным секретарем; она подождала несколько минут и спросила Махарши, как только он вернулся в Холл после обеда:
Махарадж-джи, можем ли мы видеть мертвых?
М. Да.
П. Могут ли йоги показать их нам?
М. Да. Они могут. Но не просите меня показать их вам, так как я этого не могу.
П. Видите ли Вы их?
М. Да, во снах.
П. Можем ли мы добиться своей цели посредством Йоги?
М. Да.
П. Писали ли Вы о Йоге? Есть ли написанные Вами книги, посвященные этому предмету?
М. Да.
После ее ухода Махарши заметил: Разве мы так знали наших родственников перед их рождением, что должны знать о них после их смерти?
234 [37]. Кто-то спросил: Что такое карма?
М. Та карма, которая уже начала приносить плоды, классифицируется как карма прошлых действий [прарабдха карма]. Та, что находится в запасе и будет приносить плоды позднее, классифицируется как санчита карма (накопленные действия). Она разнообразна,