силен, чтобы сопротивляться ей.
П. Как обрести такую силу ума?
М. Почитанием Бога.
П. Трудно овладеть медитацией на вездесущем Боге.
М. Оставьте Бога в покое. Держитесь своего Я.
П. Как выполнять джапу (повторение мантр)?
М. Джапа бывает двух видов – грубая и тонкая. Последняя уже является медитацией (на мантре), и это дает силу уму.
П. Но ум не получает устойчивость (необходимую) для медитации.
М. Это вызвано недостатком силы.
П. Сандхья2 обычно выполняется механически. Подобным образом и другие религиозные обязанности. Полезно ли это? Не лучше ли выполнять джапу и т. п., зная их смысл?
М. Да! Да!
238 [242]. Посетитель из Гуджарата спросил Шри Бхагавана: Некоторые утверждают, что нам предложен выбор – наслаждаться после нашей смерти достоинствами или недостатками. Их последовательность будет соответствовать нашему выбору. Так ли это?
М. Зачем задавать вопросы, касающиеся событий после смерти? Зачем спрашивать: "Был ли я рожден? Пожинаю ли я плоды моей прошлой кармы?" и т. д. Зачем? Разве вы сейчас отличаетесь от себя в глубоком сне? Нет. Тогда почему эти вопросы возникают сейчас, а не в глубоком сне? Выясните это.
239 [243]. Слабый на вид человек среднего возраста пришел с тростью в руке, положил её перед Бхагаваном, низко поклонился и сел около Махарши. Он поднялся и с великим смирением предложил свою трость Бхагавану, говоря, что она сделана из сандалового дерева. Шри Бхагаван ответил, чтобы он оставил её себе, ибо ничего из вещей Бхагавана не может безопасно храниться. Поскольку это общая собственность, которую некоторые жаждут иметь, то любой посетитель унесёт трость с разрешения Бхагавана или без. А это может вызвать недовольство дарителя.
Но этот человек всё еще смиренно настаивал. Шри Бхагаван не мог сопротивляться его просьбам и сказал: "Оставьте её себе как прасад от Бхагавана". Тогда посетитель попросил, чтобы Шри Бхагаван сначала взял трость, а потом отдал её ему с благословениями. Шри Бхагаван принял трость, понюхал её и сказал, что она превосходна, кивнул и протянул трость обратно со словами: "Храните её. Она заставит вас всегда вспоминать меня".
240 [244]. Махарани1 Сахеба говорила мягким и низким голосом, но вполне внятно:
"Махарадж-джи, для меня большое счастье видеть Вас. Мои глаза радуются, созерцая Вас, мои уши наслаждаются, слушая Ваш голос. Я благословлена всем, что только может пожелать иметь человеческое существо".
Голос её Высочества задрожал от волнения, с большим усилием она овладела собой и медленно продолжала: