пребывание в Атмане и ничего более. Оно не сводится ни к тому, чтобы оставить одну направленность окружения и запутаться в другой, ни даже к оставлению этого конкретного мира и вовлечению в некий ментальный мир.
На рождение сына, его смерть и т. п. следует смотреть только с точки зрения Атмана.
Вспомните состояние глубокого сна. Разве вы что-либо сознавали в нём? Если бы сын или мир были реальны, то почему бы им не присутствовать с вами в глубоком сне? Вы не можете отрицать ни своего существования в глубоком сне, ни того, что были счастливы тогда. Вы – та же личность, говорящая сейчас и охваченная сомнениями. И утверждаете, что несчастливы. Но ведь вы были счастливы в глубоком сне. Что же такое с тех пор произошло, что разрушило счастье глубокого сна? Подъем эго. Именно оно –новоприбывший в состоянии бодрствования [джаграт]. В глубоком сне эго не было. Рождение эго и называют рождением человека. Нет другого вида рождения. Что бы ни родилось, движется к смерти. Убейте эго; смерть не возвращается к тому, что однажды умерло. Атман остается даже после смерти эго. ОН есть Блаженство, т. е. Бессмертие.
П. Как получить это переживание?
М. Наблюдайте, для кого существуют эти сомнения. Кто сомневается? Кто мыслит? Это – эго. Удерживайте его. Остальные мысли увянут. Эго умирает. Чистое сознание одно и остаётся.
П. Это кажется трудным. Можем ли мы следовать Путём преданности [бхакти марга]?
М. Выбор Пути соответствует темпераменту человека и его подготовке. Бхакти – это то же, что и вичара [исследование].
П. Я имела в виду медитацию и т. п.
М. Да. Медитация проводится на форме и прогоняет все остальные мысли. Единственная мысль о Боге будет доминировать над другими. Другими словами, это – концентрация. Таким образом, цель медитации та же самая, что и у вичары.
П. И мы не сможем увидеть Бога в конкретной форме?
М. Да. Бог видим в уме. Конкретную форму увидеть можно. Однако она присутствует только в уме преданного. Форма и наружность Божественного проявления определяются этим умом. Но такое проявление не является окончательным, поскольку присутствует чувство двойственности.
Такое видение напоминает сновидение. После восприятия Бога начинается вичара. Она завершается в Осознании Атмана. Вичара – это последний Путь.
Конечно, немногие способны практиковать вичару. Остальные считают, что бхакти легче.
П. Разве г-н Брантон не встретил Вас в Лондоне? Или это было только во сне?
М. Да, он имел это виде?ние. Он видел меня в уме.
П. Но разве он не видел