убить тысячу слонов. Пандиты так и сделали. Вскоре после их прихода все они лишились дара слова и оставались в блаженном Покое несколько дней без малейшего движения. Когда они пришли в себя, то приветствовали обоих, Учителя и ученика, сказав, что они более чем удовлетворены. Сварупананд превзошёл любого воина, ибо он смог подчинить их эго, что является гораздо более грандиозной задачей, чем убийство тысячи слонов.
Мораль здесь совершенно ясна. Покой – это единственный критерий Присутствия махатмы.
20 октября
263. Д-р Хафиз Саид: Шри Бхагаван говорит, что Сердце есть Атман. Психология же утверждает, что злоба, зависть, ревность и все страсти обитают в сердце. Как совместить эти два утверждения?
М. Весь космос содержится в одном булавочном отверстии в Сердце. Перечисленные страсти являются частью космоса. Они суть авидья [неведение].
П. Как возникает авидья?
М. Авидья напоминает майю [то, чего нет, есть майя (иллюзия)]. Подобным образом то, чего нет, есть неведение. Поэтому этот вопрос не возникает. Тем не менее вопрос задают. Тогда спросите: "Чья это авидья?" Авидья – это неведение. Неведение подразумевает субъект и объект. Станьте субъектом, и тогда объекта не будет.
П. Что такое авидья?
М. Незнание Я. Кто не знает Себя, Атмана? Эго должно быть в неведении об Атмане. (Но) есть ли здесь два "Я"?
264. П. Бхагаван видит мир, словно долю и часть Себя? Как Он видит мир?
М. Атман один есть и ничего более. Однако вследствие неведения Он приобретает тройственные различия: 1) того же вида; 2) различного вида и 3) выделение в себе частей. Мир, однако, не есть "другой Атман", похожий на Атман; он не отличается от Него и не является Его частью.
П. Но разве мир не отражен на Атман (как на экран)?
М. Для отражения должен быть объект и его образ, но Атман не терпит этих различий.
П. Но тогда Бхагаван не видит этот мир?
М. Кого вы имеете в виду, говоря о Бхагаване?
П. Дживу, продвинутую больше, чем я.
М. Если вы поняли свою дживу, то должны понять также и другую дживу.
П. Я не хочу ничего обсуждать. Я хочу научиться. Пожалуйста, проинструктируйте меня.
М. Дискуссия неизбежна, если вы хотите учиться. Оставьте всё в стороне. Рассмотрите свой глубокий сон. Разве вы тогда сознавали зависимость или искали средства освобождения? Сознавали ли вы тогда само тело? Чувство зависимости ассоциируется с телом. Иначе нет зависимости, нет материала, чтобы связывать, и связывать некого. Но всё это появляется, однако, в вашем бодрствующем состоянии. Рассмотрите, для кого они появляются.