внешний. Если же вы Атман, то мир предстанет Брахманом.
273. Д-р Хафиз Саид спросил: Я читал Пять Гимнов2 и обнаружил, что Вы адресуете эти гимны Аруначале. Но Вы – адвайтин. Почему же тогда Вы обращаетесь к Богу как к некому отдельному Существу?
М. Преданный, Бог и эти гимны – всё есть Атман.
П. Но Вы же обращаетесь к Богу. Вы специально упоминаете Гору Аруначалу как Бога.
М. Вы можете отождествлять Себя, Атман, с телом. Почему же конкретный преданный не может отождествлять Атман с Аруначалой?
П. Если Аруначала – Атман, то почему именно Она специально выбрана среди столь многих гор? Бог – везде. Почему тогда Вы указали, что Он – Аруначала?
М. Что привлекло вас из Аллахабада к этому месту? Что привлекло всех этих людей вокруг?
П. Шри Бхагаван.
М. А как я был привлечен сюда? Аруначалой. Эту Силу отрицать нельзя. И опять – Аруначала находится внутри, а не снаружи. Атман, истинная природа, есть Аруначала.
П. В священных книгах используются несколько терминов –Атман, Параматман, Пара и т. п. Как они связаны между собой?
М. Для тех, кто пользуется этими словами (в книгах), они означают одно и то же, но людьми понимаются различно – в зависимости от их развития.
П. Но почему тогда они используют так много слов, имея в виду одно?
М. Это сделано в соответствии с определенными обстоятельствами. Но везде имеется в виду Атман. Пара означает "не относительное" или "за пределами относительного", другими словами – Абсолют.
П. Должен ли я сосредоточиваться на правой стороне груди, чтобы медитировать на Сердце?
М. Сердце не является физическим, и не нужно медитировать ни на правой, ни на левой стороне груди. Должно медитировать только на Атмане. Каждый знает: "Я есмь". Кто есть это "Я"? Его нет ни внутри, ни вовне, ни справа, ни слева. "Я есмь" – это всё.
Сердце – центр, из которого берет начало всё. Из-за того, что вы видите мир, тело и т. д., говорят, что существует центр всего видимого, названный Сердцем. Когда же вы находитесь в Сердце, то Оно уже и не центр, и не периферия. Больше ничего нет. Чьим центром Оно может тогда быть?
П. Могу ли я считать, что Атман и не-Атман (Я и не-Я) подобны субстанции и её тени?
М. Субстанция и тень присутствуют для того, кто видит только тень и, ошибочно принимая её за субстанцию, видит также и её тень. Но нет ни субстанции, ни тени для того, кто сознаёт лишь Реальность.
П. Будда хранил молчание, когда его спрашивали, есть ли эго. Он молчал, когда спрашивали об отсутствии эго. Будда безмолвствовал, когда его спрашивали, есть ли Бог;