Шри Рамана Махарши

Беседы с Махарши

не могу есть деньги. Что я буду делать с ними? Почему я должен брать то, с чем не знаю как обращаться?

В. Почему посетители останавливаются в Ашраме?

М. Это они должны знать, почему.

В. Я полагаю, что Вы никому не препятствуете приехать и остановиться здесь.

М. Никому.

В. Также у Вас нет и возражений, чтобы приезжие оставались столько, сколько они хотят.

М. Нет. Если я сочту такое неприемлемым, то уйду. Это все, что можно сказать.

Адвокат, один из почитателей, спросил Шри Бхагавана, не вызвал ли у него сильного напряжения допрос, что проводился Комиссией накануне.

М. Я не использовал ум, а потому не было и напряжения. Пусть они допрашивают меня хоть тысячу дней. Я не возражаю.

16 ноября

282. П. Тантрическая садхана вызывает Само-реализацию?

М. Да.

П. Какое почитание в Тантре является наилучшим?

М. Это зависит от темперамента.

П. Какую роль в Само-реализации играет кундалини?

М. Кундалини поднимается ради любой вашей цели. Кундалини – это прана-шакти [ток жизни].

П. Говорят, что в различных чакрах обитают разные божества. В ходе садханы человек видит их?

М. При желании они могут быть видимы.

П. Путь к Само-реализации проходит через самадхи?

М. Эти термины являются синонимами.

П. Говорят, что Гуру может побудить ученика осознать Атман, передав ему некоторые из своих сил. Это правда?

М. Да. Гуру не осуществляет Само-реализацию. Он просто удаляет препятствия к ней, ибо Атман всегда реализован.

П. Для Само-реализации иметь Гуру абсолютно необходимо?

М. Пока вы ищете Само-реализацию, Гуру необходим. Гуру – это Атман. Считайте его истинным Я, а себя – индивидуальным "я". Исчезновение этого чувства двойственности и есть удаление неведения. Гуру нужен, только пока вы воспринимаете двойственность. Поскольку вы отождествляете себя с телом, вы думаете, что Гуру – тоже тело. Ни вы не являетесь телом, ни Гуру. Вы – Атман, и Гуру тоже – Атман. Это знание – результат того, что вы называете Само-реализацией.

П. Как можно определить, способен ли какой-то конкретный человек быть Гуру?

М. Переживанием покоя ума, обретаемого в его присутствии, и чувством почтения, которое вы к нему испытываете.

П. Если Гуру оказался некомпетентным, то что ждет ученика, абсолютно верящего ему?

М. Каждому – по его заслугам1.

П. Каково Ваше мнение о социальном преобразовании?

М. Ограничьте себя самосовершенствованием. Социальная реформа сама позаботится о себе.

П. Каково Ваше мнение о движении Хариджан2, возглавляемом Гандиджи?

М. Спросите его.

П.