Шри Рамана Махарши

Беседы с Махарши

чакшух.

М. О! Понимаю. Вы хотите видеть блеск миллиона солнц и всё остальное!

П. Разве мы не можем видеть эту Славу как сияние миллиона солнц?

М. Можете ли вы смотреть на одно солнце? Почему вы спрашиваете о миллионе солнц?

П. Божественный взгляд должен быть способен смотреть на миллион солнц. "Там не сияет ни солнце, ни луна, ни огонь; вступив туда, не возвращаются; это – Моя Высочайшая Обитель"1. Поэтому имеется состояние, где солнце бессильно. То состояние – состояние Бога.

М. Всё правильно. Найдите Кришну, и проблема решена.

П. Но Кришны нет в живых.

М. И это – то, что вы узнали из Гиты? Разве Он не говорит, что Он вечен? О чём вы думаете, о Его теле?

П. Он учил других, пока был жив. Те, кто окружал Его, должны были достичь Реализации. Я ищу подобного живущего Гуру.

М. Разве Гита стала бесполезной после того, как Он оставил Своё тело? Разве Он говорит о Своём теле как о Кришне?

Натвевахам джати насам... (Не было времени, когда бы Я не существовал...)2.

П. Но я хочу иметь живого Гуру, который может говорить истину непосредственно.

М. Судьба этого Гуру будет подобна судьбе Кришны.

(Спрашивающий удалился).

Позднее Шри Бхагаван сказал: Божественный взгляд означает яркость света Атмана. Слово дивья показывает это. А всё словосочетание (божественный взгляд) означает Атман. Кто должен награждать божественным видением? И кто должен видеть? Опять-таки, люди читают в книгах: "Слушание [шравана], размышление [манана] и сосредоточенность ума [нидидхьясана] необходимы". Они думают, что должны пройти через савикальпа самадхи и нирвикальпа самадхи прежде, чем достигнут Реализации. Отсюда и все эти вопросы. Зачем им блуждать в этом лабиринте? Что они завоюют в конце? Всего лишь прекращение хлопот поиска. Они найдут, что Атман вечен и самоочевиден. Почему бы им не получить этот покой даже сейчас, в этот момент?

Обычный простой человек, не эрудит, удовлетворяется джапой или почитанием. Джняни, конечно, удовлетворен. Вся беда – для книжных червей. Ладно, ладно. Они тоже добьются успеха.

337. Г-н К. Р. В. Айяр: Как следует очищать ум?

М. Шастры говорят: "Кармой, бхакти и т. д.". Мой служитель недавно задал мне такой же вопрос. Ему было сказано: "Кармой, посвященной Богу". Недостаточно думать о Боге только при выполнении кармы, необходимо непрерывно и безостановочно думать о Нём. Лишь тогда ум станет чистым.

(Тот служитель услышал это и говорит: "Недостаточно, чтобы я служил Шри Бхагавану физически. Но я должен непрестанно вспоминать Его".)

Другому человеку,