как сын возничего. О своем действительном происхождении узнал лишь перед битвой на Курукшетре.
3 Брихадараньяка упанишада (IV. 5, 6) говорит: "Поистине, не ради супруга дорог супруг, но ради Атмана дорог супруг. Поистине, не ради жены дорога жена, но ради Атмана дорога жена… Поистине, не ради миров дороги миры, но ради Атмана дороги миры. Поистине не ради богов дороги боги, но ради Атмана дороги боги. Поистине не ради Вед дороги Веды, но ради Атмана дороги Веды. Поистине не ради существ дороги существа, но ради Атмана дороги существа. Поистине не ради всего дорого всё, но ради Атмана дорого всё. Поистине, [лишь] Атмана следует видеть, следует слышать, о Нем следует думать, следует размышлять…"
1 См. сноску на с. 222.
1 Шлоки (II, 16) и (II, 20) Бхагавад-Гиты даны здесь в переводе В. С. Семенцова. См. [7, с. 17].
1 Брахма.
2 Сын Вьясы, написавшего 18 сборников Пуран. Он родился 16-летним юношей (проведя все эти годы в чреве матери), будучи уже знатоком Брахмана – Брахмаджняни.
1 Здесь Махарши говорит о глубоком сне – каузальном, или причинном, теле, но называет его тонким телом, поскольку подчеркивает "тонкость" этого состояния по сравнению с грубым телом.
1 См. изданную в США тамильскую версию Рибху Гиты: "The Song of Ribhu", Society of Abidance in Truth, Santa of Cruz, 2000.
1 Намах Шивайя.
1 Один из эпитетов Шивы, который примерно означает "Благорасположенный".
2 «О Аруначала! в Тебе создается, поддерживается и растворяется картина вселенной.
Это – великая Истина.
Ты есть внутренний Атман, который танцует в Сердце как Я.
"Сердце" – Твое имя, о Господь!» См. [5, с. 180].
1 Цитируется Писание.
1 См. также [5, с. 132].
2 Стих 17. См. также [5, с. 133].
3 См. также [5, с. 133].
1 Речь идет, очевидно, о стихе 21: «То ("Я–Я") всегда есть суть слова "Я", ибо мы не перестаем существовать даже в глубоком сне, лишенном "я" ("я"-мысли, или ума)». См. [5, с. 134].
1 Субрахманья – старший сын Господа Шивы; Валли и Дэваяна (Дэвасена) – его жены.
1 А интеллект и ум пользуются у обыденного человека большим уважением, и в их реальности у него сомнений нет.
2 Шри Бхагаван цитирует Шри Шанкару.
1 Так как бытие невежественного, или аджняни, – болезнь, нуждающаяся в лечении.
1 Зерновая культура, разновидность проса.
1 Когда практика идет сама собой, без усилий.
2 Ведический ритуал, предписанный для ежедневного выполнения брахманами.
1 Великая царица (санскр.).
1 Первый слуга Шри Бхагавана. Достаточно подробное описание того, как Махарши помогал Паланисвами, своей матери и (в 1947 году) корове Лакшми достичь