и головокружения мучают меня после занятий концентрацией.
М. Контроль дыхания [пранаяма], если его правильно выполнять, увеличивает силу человека.
П. У меня есть свои профессиональные занятия, но я всё-таки хочу постоянно находиться в медитации [дхьяна].
М. Здесь нет противоречия. По мере практики и того и другого вы разовьете свои силы и будете способны выполнять обе задачи. Вы начнете смотреть на дела, как на сон. Бхагавад-Гита говорит: "Что для всех существ ночь, для стойкого есть время бодрствования. Когда все остальные не спят, тогда наступает ночь для мудреца, который видит"1.
19 [31]. Посетитель спросил: "Что надо делать, чтобы получить Освобождение [мокша]?"
М. Узнать, что такое Освобождение.
П. Должен ли я для этого выполнять поклонение [упасана]?
М. Поклонением здесь является контроль ума [читта ниродха] и концентрация.
П. Следует ли мне поклоняться изваяниям? Есть ли в этом какой-нибудь вред?
М. Пока вы считаете себя телом, в этом нет вреда.
П. Как выйти из колеса рождений и смертей?
М. Понять, что оно означает.
П. Не должен ли я оставить свою жену и семью?
М. Чем они вредят вам? Сначала выясните, кто вы такой.
П. Но разве человек не должен (сначала) оставить жену, богатство, дом?
М. Узнайте сначала, что такое сансара. Всё ли включается в этот круговорот, в сансару? Разве не было людей, живших в кругу семьи и всё-таки достигших Реализации?
П. Какие ступени практической тренировки, садханы, необходимы для этого?
М. Это зависит от подготовленности и природы искателя.
П. Я поклоняюсь изваяниям.
М. Продолжайте это делать. Поклонение ведет к сосредоточению ума. Он становится однонаправленным. Всё сложится правильно. Люди думают, что Свобода [мокша] находится где-то вон там, далеко, и её нужно отыскать. Они ошибаются. Свобода [мокша] – это просто знание Атмана внутри себя. Концентрируйтесь, и вы получите её. Ваш ум и есть тот круговорот рождений и смертей [сансара].
П. Мой ум очень неустойчив. Что мне следует делать?
М. Фиксируйте свое внимание на каком-либо одном предмете и старайтесь упорствовать в этом. Всё будет должным образом.
П. Я испытываю трудности при сосредоточении.
М. Продолжайте практику. Ваша концентрация станет такой же легкой, как и дыхание. Это будет действительно венец ваших усилий.
П. Помогут ли воздержание и чистая еда?
М. Да, всё это полезно.
(После этих слов Махарши концентрируется и молчаливо вглядывается в пустоту, подавая таким образом пример собеседнику.)
П. Не требуется ли мне Йога?
М.