а мы не знаем, как избавиться от них. Мы молимся Богу, но недовольны результатом. Что нам делать?
М. Верить в Бога.
П. Мы положились на Него, но помощи до сих пор нет.
М. Да. Если вы отдались Богу, то должны быть способны жить Его волей и не обижаться на неприятности. Всё может повернуться другой стороной. Страдание часто ведет людей к вере в Бога.
П. Но мы – земные, имеем жен, детей, друзей и родственников. Мы не можем игнорировать их и подчинить себя Божественной воле, не удерживая в себе хоть крупицу индивидуальности.
М. Это означает, что вы не отдались так, как исповедуете. Вы должны только верить в Бога.
Г-н Рамамурти: Свамиджи, я читал книгу Брантона "Поиски в скрытой Индии", и на меня произвела огромное впечатление последняя глава, где он говорит, что можно быть в сознании без мышления. Я знаю, что человек может думать, забыв о своем физическом теле. Но можно ли думать, не вовлекая ум? Можно ли достичь сознания, которое находится за пределами мыслей?
М. Да. Есть только одно сознание, которое существует и в состоянии бодрствования, и в сновидениях, и во сне без сновидений. В глубоком сне нет "я". Мысль о "я" возникает при пробуждении, а после этого появляется и этот мир. Где было это "я" в глубоком сне? Было оно там или его не было? Оно должно было присутствовать также и там, но не таким, каким вы его переживаете сейчас. Сейчас это только мысль о "я", тогда как "Я" крепкого сна – это истинное "Я" (Я). Оно существует всегда. Это сознание. Если вы узнаете его, то поймете, что оно находится за пределами мыслей.
П. Можем ли мы думать без участия ума?
М. Мысли, как и другие действия, могут не нарушать спокойствия Высочайшего Сознания.
П. Можно ли читать в умах других людей?
М. Где находятся другие, стоящие в стороне от собственного Я человека?
(Учитель, как обычно, посоветовал ему сначала найти свое Я и только потом беспокоиться о других.)
Г-н Рагхавайя: Как нам следует соотносить опыт высокий и опыт низкий (т. е. духовный опыт и мирские дела)?
М. Существует только один опыт. Что такое мирской опыт, как не переживания, построенные на фундаменте ложного "Я" ("я")? Спросите самого удачливого человека в миру, знает ли он свое Я. Он ответит: "Нет". Что можно знать, не зная Себя, Атмана? Все мирское знание построено на такой шаткой основе.
Г-н Рамамурти: Как познать истинное "Я" (Я) в качестве отличающегося от ложного "Я" ("я")?
М. Есть ли кто-нибудь, не сознающий себя? Каждый человек знает, но тем не менее не знает Себя, Атмана. Странный парадокс.
Учитель прибавил позже: