за пределами ума, времени и пространства. В Атмане расстояние никакого значения не имеет.
(Дама, сопровождавшая профессора, совершенно не желала оставлять Учителя и возвращаться домой.) Учитель сказал: Думайте, что вы всегда находитесь в моем присутствии. Это побудит вас чувствовать себя надлежащим образом.
(Они уехали уже после наступления темноты.)
62 [69]. Ходили слухи об университетских лекциях вышеупомянутого профессора, читавшиеся им на языке хинди. Лектор подчеркивал необходимость контроля рождаемости и обсуждал различные возможности заставить человека чувствовать свою ответственность, дабы контроль рождаемости мог стать автоматическим.
Учитель, услышав это, мимоходом заметил: Пусть они найдут способ умирания. (Здесь речь идет о смерти эго [аханкара]).
24 июля
63 [70]. Шри Раджу Шастригал спросил Шри Бхагавана о нада, бинду и кала.
М. В терминологии Веданты им соответствуют прана, мана, буддхи (жизненная сила, ум и интеллект). В Тантрах говорится, что нада – тонкий звук со светом [теджас] внутри. Утверждается, что этот свет – тело Шивы.
Когда он распространяется, а звук утоплен (в нём), то он становится бинду.
Цель – наполниться светом [теджомайя]. Кала – часть бинду.
64 [71]. ХРОНОЛОГИЯ ПРЕБЫВАНИЯ
УЧИТЕЛЯ В РАЗЛИЧНЫХ МЕСТАХ ТИРУВАННАМАЛАЯ
1896 Прибыл в Тируваннамалай и останавливался в помещениях Храма, под деревом, в подземном погребе – Патала Лингаме, иногда в гопурах и т. д.
1897 В самом начале года переходит в Гурумуртам. Останавливается в этой святыне и в соседней манговой роще (всего 18 месяцев).
1898 Сентябрь: переходит в Павалаккунру.
1899 Февраль: переходит в пещеры на Горе – пещеру
у мангового дерева и пещеру Вирупакша.
1905 Во время эпидемии чумы на шесть месяцев переселяется в Пачайямман Койл.
Снова на Горе.
1908 Январь, февраль и март живет в Пачайямман Койл. Снова на Горе.
1916 Перебирается в Скандашрам.
1922 Перебирается к нынешнему местонахождению Раманашрама на южном склоне Горы.
25 сентября
65 [72]. Г-н К. С. Н. Айяр, железнодорожный служащий, спросил о джапе.
М. Произнесение, затем воспоминание и позже медитация – три последовательные стадии, окончательно завершающиеся непроизвольной и вечной джапой. Исполнителем джапы [джапакарта] такой природы является Атман. Из всех джап наилучшей является "Кто я?".
27 сентября
66 [73]. Г-н Эканатха Рао, инженер, спросил: Что можно сказать об упадке духа, когда отсутствует какое-либо ободрение со стороны Учителя, не говоря уже об отсутствии его Милости?
М. Это лишь следствие неведения.