и т. д. И те и другие правы; различаются только точки зрения.
П. Необходима ли дхьяна?
М. Упанишады говорят, что даже Земля находится в вечной дхьяне.
П. Как здесь поможет карма?2 Не добавится ли она к уже тяжелому грузу, который следует удалить?
М. Карма, выполненная неэгоистично, очищает ум и помогает установить его в медитации.
П. А что будет, если непрерывно медитировать без кармы?
М. Попробуйте и увидите. Васаны не позволят вам сделать это. Дхьяна приходит только шаг за шагом с постепенным ослаблением васан по Милости Учителя.
15 октября
74 [81]. Д-р Бернард Бай, американский химик, который интересовался Ведантой последние двадцать лет, будучи в Индии, пришел посетить Учителя. Он спросил: Как нужно выполнять абхьясу? Я стараюсь найти Свет.
(Он сам объяснил абхьясу как концентрацию – направленность ума на одно.)
Учитель спросил: Что было до сих пор вашей абхьясой?
(Посетитель сказал, что концентрировался на основании носа, но его ум блуждал.)
М. Существует ли ум?
Другой преданный мягко вставил: Ум – это только собрание мыслей.
М. Для кого присутствуют мысли? Если вы пытаетесь определить местонахождение ума, найти его, то ум исчезает и остается только Атман. В этом состоянии Единого не может быть сосредоточенности на одном или чего-то другого.
П. Это так трудно понять. Если говорится о чем-то конкретном, то можно схватить легко. Джапа, дхьяна и тому подобное – эти вещи более конкретны.
М. "Кто я?" – это наилучшая джапа.
Что может быть более конкретным, чем истинная природа, Атман?
Каждый момент она внутри опыта каждого человека. Зачем ему пытаться хватать что-то внешнее, оставляя Себя, Атман? Пусть каждый пытается найти известное Я, Атман, вместо того чтобы искать что-то неизвестное где-то вдали.
П. Где мне следует медитировать на Атмане? Я имею в виду, на какой части тела?
М. Я должно проявиться Само. Это все, что требуется.
Один из преданных мягко добавил: С правой стороны груди находится Сердце, местопребывание Атмана.
Другой почитателъ: В том центре происходит Озарение, когда Атман осознан.
М. Именно так.
П. Как повернуть ум прочь от этого мира?
М. А существует ли этот мир? Я имею в виду – отдельно от Атмана?
Разве этот мир говорит вам, что он существует? Это вы говорите, что здесь есть мир. Разоблачите "я", которое говорит это.
16 октября
75 [82]. Был поднят вопрос о различиях между разными самадхи.
М. Когда чувства погружены в темноту, это глубокий сон, а когда они погружены в свет, это самадхи. Пассажир, спящий