раз и навсегда, следует заняться корнем проблемы.
Множество людей, экспериментируя с наркотиками того или иного рода, делают это отчасти в поисках более высокого состояния сознания и более значимой перспективы реальности. Коренная причина проблемы не в доступности наркотика или в социальных условиях, которые могут стать причиной их употребления, а в отсутствии альтернативных средств повышения уровня сознания.
Вместо того, чтобы бесплодно пытаться устранить наркотики как таковые, правительствам следовало бы обеспечить людям наиболее приемлемые и безвредные способы удовлетворения своих потребностей.
Низкопоклонство детства
Поскольку и мистик, и ребенок испытывают некое единство с миром, иногда высказывается мысль: мистик может возвращаться к состоянию ментальной деятельности аналогичному детскому. Психологи называют такой возврат к первоначальному уровню функционирования "регрессией" и пытаются объяснить мистический опыт с позиции этого явления. Для тех, кто проводит параллели между мистическим опытом и воздействием наркотиков: сходство между мистическими состояниями и регрессией очень поверхностное и отражает больше неадекватность нашего языка, а не подобие состояний.
Мистическое состояние - это дифференцированный союз. Мир известен своим разнообразием и исключительным единством с "Я". У маленького ребенка состояние создания направлено на недифференцированное единство. Сознание ребенка не достигло еще уровня автономии и он не выделяет индивидуальное "Я" из окружающего мира. Первое - это состояние познания, вытекающее из полного ощущения реальности; второе-состояние относительного невежества, возникающего из-за недостатка опыта.
Действительно, некоторые посвященные люди обладают неким детским качеством, но это не столько возвращение в Детство, сколько свидетельство зрелости, которое синтезирует невинность и открытость детства с опытом и мудростью, зрелости. Не круг от единства к разнообразию и обратно к единству, а спираль от единства через разнообразие к осознанию единства и разнообразия вместе. В большинстве случаев мистические переживания приводили к трансформации индивидуальности в направлении целостности, здоровья и самоактуализации. А чем здоровее человек, тем более оптимистичнее его позиция и менее эгоцентричны его действия, тем полнее смысл его жизни - это не встретишь в инфантильной регрессии.
СРЕДСТВА И ЦЕЛИ
Освобождения нельзя достичь ни физическими позами, ни философскими измышлениями,