ни религиозными церемониями, ни простым обучением... Дайте людям цитировать рукописи и делать жертвоприношения богам, позвольте им исполнять ритуалы и поклоняться божествам, но они не достигнут освобождения без реализации своей тождественности "Я".
-- Шанкара
Высшее состояние сознания является по существу внутренним изменением, но с этим изменением приходят многие другие изменения во внешнюю жизнь человека. Наблюдая это, люди часто стараются развивать образ действия посвящённого человека в надежде, что таким образом поднимут свой уровень сознания. Но это лишь путает результаты от измененного состояния сознания с его основой. Это все равно, что поставить телегу впереди лошади, и во многих случаях это приводит к тому, что есть одна телега, а лошади нет вообще.
Способ, каким просвещенный человек говорит и действует - это результат его внутреннего развития. Попытка достичь такого состояния, копируя его, подобна тому, как бедный, пытаясь разбогатеть, копирует поведение богатого человека. Богатый может купить все, что ему угодно, а бедный, имитирующий его стиль жизни, лишь еще дальше уйдет от цели. Человек прежде должен поднять свой уровень сознания, и только затем самопроизвольно будет развивать качества посвященного человека.
Самозапоминание
Общераспространенной ошибкой является попытка помнить "Я" на уровне мышления. Понимая, что самореализованный человек имеет осознание своего настоящего, внутреннего", многие полагают, что намеренно пытаясь "запомнить себя" как сознательную идею, они смогут развить внутреннее сознание. Гурджиев, например; объявил это целью его системы: "Мы копируем эффекты сознания, - говорил он, - чтобы они остались с нами". Его последователи пытались утвердить ощущение "Я", думая о нем, пытаясь утвердиться на идее "Я" посредством ежедневной деятельности. Но что бы ни вспоминалось, являясь как какая-либо идея, это не может быть настоящим "Я". Более того, чем больше человек сосредотачивается на какой-либо идее, тем сильнее развивается этот процесс и тем больше затягивает настоящее "Я".
Подобные практики могут успешно давать свидетельство ощущения, но оно отличается от приходящего в высшем состоянии сознания. В пятом состоянии сознания - "Я" есть свидетель всей деятельности, но свидетельство, к которому все эти практики ведут, есть ментальная деятельность осознания. "Я осознаю себя, глядя на цветок", "Я есть свидетель того, что делаю это или делаю то". Это не разделение между чистым "Я" и всей деятельностью физической