пришел к подобным выводам: "Если это (модель "Я против Этого") есть оценка вашего отношения к природе и у вас есть передовая технология, вероятность выживания у вас будет, как у снежного кома в аду. Вы умрете либо от токсичных отходов вашей собственной ненависти или просто от перенаселенности и скученности...
Если я прав, то все наше размышление о том, кто мы есть и что есть другие люди, должно быть перестроено... Наиболее важная задача сегодня - научиться думать по-новому. Разрешите сказать, что я не знаю, как думать по-новому умом я могу находиться здесь и я могу дать вам аргументированное изложение этого вопроса, но если я срезаю дерево, я все еще думаю "Грегори Бейтсон рубит дерево. Я вырубаю дерево".
Но хотя Бейтсон и приходит к такому же выводу о том, какие изменения необходимы, похоже, он совершает ошибку, ожидая тождественности между человеком и внешним миром. Но это ощущение, хотя и возможно, не ощущение союза со всем тем, о чем я говорил. В состоянии единства Осознания все ощущения разобщенности с внешним миром сохраняются. Вдобавок к этому, есть осознанная глубинная гармония всего мироздания. Союз находится не на уровне мысли как единство между индивидуальным "Я" и всем: остальным мирозданием, а на уровне "Я", лежащим в основе обоих. Нет никакой утраты разнообразия в просветлении. Даже когда Бейтсон достигает этого уровня сознания, он все равно обнаружит, что "Я вырубаю дерево" и вдобавок к этому возникает осознание, что я и дерево - это одно. Его затруднения проявляются очень явно, когда он говорит "Я не знаю, как думать по-новому". Он ищет единства на уровне мысли, а не на уровне Бытия.
Разрешите мне повторить, что конструирование холистического и экологического сознания внутри нас не начинается ни на уровне понимания, ни на уровне индивидуального эго Оно должно исходить из самого центра нашего Бытия.
Изменение в Метапарадигме
Если изменение нельзя вызвать, просто думая о нем, и если старая модель прочно укоренилась с детства, то, похоже, мало шансов появления альтернативы. Некоторый взгляд на то, как такие изменения могут происходить, исходит из рассмотрения происхождения обычных изменений парадигм.
Парадигмы создаются как результат ощущения и поддержания их статуса благодаря тому, что они продолжают обладать способностью объяснять новые факты и решать проблемы внутри определенной области. Когда модель разрушается, необходима смена парадигмы, и новая парадигма утверждается благодаря способности объяснить наблюдения, которые