создание гуманистического идеала простым поворотом к окружающей среде. Это никогда не даст результата, пока мы не сможем видеть и чувствовать природу в ее подлинной ценности, пока мы не сможем увидеть все ее возможности широким умом и сердцем, чтобы они могли быть использованы для блага каждого человека и всего в природе". Некоторые марксисты могут сомневаться, возможно ли, чтобы такой подход вызвал изменения в обществе. "Социальное бытие определяет сознание" является лозунгом, и только произведя глубокое социальное и политическое изменение, ситуация будет решена (согласился бы сам Маркс с этой строчкой, другой вопрос). С другой стороны, Фрейд утверждает, что есть индивидуальная потребность подавлять свои низменные инстинкты, что есть основной причиной репрессивной социальной структуры, т.е. что индивидуальное бытие определяет общество. Оба взгляда, может показаться, противоречат друг другу, но, возможно, оба в каком-то смысле верны: наш образ частично определяется структурой общества и структура общества частично определяется тем, что мы есть. Это ситуация с цыпленком и яйцом. Вы не нарушите цикл, избавившись от цыпленка, потому что яйцо будет по-прежнему высиживаться, не избавитесь вы и разбив яйцо, потому что курица снесет другое. Оба аспекта проблемы должны рассматриваться одновременно.
Я говорил об изменении сознания в смысле, отличном как от марксистской модели, так и от модели Фрейда. Под "сознанием" или "Я" они понимают аспекты индивидуального сознания, а если речь заходит о взаимодействии индивидуального "Я" с обществом, их выводы могут быть верны, но индивидуальное "Я" это не то же самое, что чистое "Я" или чистое сознание. Чистое "Я", по определению, ничем не обусловлено и лишено признаков. Его нельзя изменить ни внешней средой, в свою очередь чистое "Я" не имеет признаков, которые могли бы предопределять внешний мир. В результате приобретения осознания чистого "Я" восприятие и мышление становится яснее, и человек с расширенным осознанием находится в лучшем положении для решения проблемы, как с курицей, так и с яйцом. Джон Уайт кратко излагает это в своем введении в книгу "Высшее состояние сознания: "Только путем изменения в сознании мир будет 'спасен'. Каждый должен начать с себя. Политическая акция, общественная работа, этот 'изм', эта ология есть все незаконченные, пустые действия до тех пор пока им не будет сопутствовать новый, возвышенный тип сознания. Это конечное действие, т.е. отсутствие действия во всем, за исключением изменения