был более прогрессивно организован и усложнен. Атомы водорода конденсировались из межзвездного пространства, чтобы сформировать более сложные атомы, из которых состоит наша планета. Позднее, в этом "примитивном супе", различные атомы стали организовываться в более сложные органические молекулы, эти молекулы группировались вместе, формируя живые клетки и более сложные организмы эволюционизировали по мере того, как отдельные клетки группировались в более организованные системы. Ведь чтобы быть организмом, необходимо стать организованным, и тенденция к нарастанию организованности является не только силой эволюции, но и принципом самой жизни.
Если эта тенденция будет сохраняться, то велико искушение предположить, что следующий большой шаг в эволюции будет группирование индивидуальных организмов в высоко интегрированные социальные соединения. Именно была тенденция таковой в течение последних тысячелетий. За два последних столетия она была усилена взаимозависимостью, навязанной нам широкомасштабной индустриализацией, и совсем недавно технологические открытия привели нас к огромному усилению связей между индивидуумами и группами. Проявится ли эта тенденция в государстве "дружеского фашизма", где целый мир контролируется несколькими мультинациональными промышленными корпорациями или она придет к обществу с подлинно высокой синергией, это зависит от нас. Для первой альтернативы нам не требуется ничего. Для второй каждый индивидуум должен лично поднять свой уровень сознания и стать активным (и сознательным) участником эволюционного процесса. Невозможно отделить личное развитие сознания от прогрессивной организации, которая лежит в основе физической эволюции. Обе есть дополняющие друг друга перспективы водного процесса. Сознание в ментальном мире есть дополнение к устройству физического мира. Следовательно, развитие высшего состояния сознания есть проявление "силы эволюции" на ментальном уровне.
Эта дополнительная связь организации и сознания может привести к предположению, что более высокий уровень организации внутри социальных групп привел бы к возникновению соответственно более высокого порядка сознания - социального сознания или группового разума. Так как это был бы естественный двойник системы с высокой синергией, то возникло бы такое социальное сознание, которое было бы в безупречном согласии с сознанием индивидуума.
Социологи стремятся отбрасывать такие теории, обосновывая это тем, что большая часть