область, лежащая за пределами индивидуального сознания и именно по этой причине наблюдается отсутствие индивидуальности. Если есть малейшее присутствие идентичности - это присутствие универсальности: обезличенное одно с целым созиданием. Границы, которые обычно служат для отличия одного "Я" от другого, исчезают и нет больше никакого действенного способа для различия. Человек начинает ощущать, что в основе своей "мы одинаковы", и это чистое "Я" есть Универсальное "Я", которое светит через разные нервные системы, принимает форму индивидуального сознания и персонального "Я". По словам психолога Карла Робертса, чем глубже мы погружаемся в себя как во что-то особенное и единственное в своем роде, пытаясь найти свое собственное "Я", тем больше мы находим всеобщечеловеческое пространство.
АБСОЛЮТ
Вместе со многими Восточными и Западными традициями Махариши утверждает, что есть некая Абсолютная основа не только для всех сознательных умов, но и для всего, что существует. Он считает этот Абсолют областью чистого творящего разума. Каждая мысль обладает качествами созидания и разума и может рассматриваться как источник мысли, Все это можно отнести ко всему сущему.
Все, что мы переживаем постоянно, и есть предмет постоянного изменения. Старые формы разрушаются, а новые модели и структуры создаются. Эту безостановочную деятельность Махариши рассматривает как принцип созидания. Но изменения не происходят случайно, предметы перемещают субъект по четко определенным математическим законам. Организмы управляют внутренними химическими процессами для того, чтобы сохранить некую упорядоченность, в целом познание человека можно рассматривать как попытку найти порядок внутри постоянного изменения. Этот внутренний порядок Махариши называет принципом разума. Если все в относительном мире отражает эти принципы созидания и разума, тогда абсолютное, из которого они сформировались, должно быть Чистым Созидательным Разумом.
Следовательно, Махариши усматривает два аспекта существования: невидимая сфера созидвтельного разума - абсолютный аспект и различные проявления, которые мы ощущаем, - относительные аспекты Абсолютный аспект никогда нельзя уловить чувствами или методами науки. Они имеют отношение к уловимым событиям, т.е. изменениям в мире, а Абсолют, по определению, неизменен. Его существование нельзя ни доказать, ни опровергнуть, как это возможно в относительном мире. Все, что мы можем уловить и измерить, это лишь формы, которые он принимает.