внутри же мы ощущаем свободную волю.
Вопрос о том, который из подходов верен или как они могут быть согласованы, выходит из попытки перенести определения из одной сферы компетенции в другую. Понятие свободной воли относится к субъективному опыту: его нельзя применить к физическому, миру, где оно лишено смысла. Также и определенность - понятие, которое возникает из понимания физического мира и не имеет никакого отношения к субъективному опыту. Вопрос не в том, какой взгляд верен, а какой неверен: оба они верны по отношению к той сфере, из которой они возникли.
Прежде, чем достигается состояние самореализации, есть лишь ограниченное личное "Я", которое вынуждено играть две противоречивые роли. Во-первых, ему надо поддерживать чувство индивидуальности и личной свободы; и то же самое "Я", возникая из внешнего мира, должно переживать взлеты и падения внешнего мира, т.е. оно тоже определено. Человек вынужден пытаться подогнать две взаимнопротиворечащие перспективы мира в одну рамку понимания. Это неизбежно ведет к путанице и парадоксу. Но для самореализованного человека нет никакого конфликта. Индивидуальное "Я" ограничено - все его действия и мысли по-прежнему подчинены определенным законам, но чистое "Я" полностью свободно. В этом аспекте парадокс разрешен или скорее растворен.
Следовательно, просветленный человек не получает свободу определенного действия, впечатления и желания, а свободу от психологической зависимости от этого цикла; "Не действие или его плоды, - пишет Махариши, - связывают человека; скорее это неспособность удержать свободу становится средством закрепощения". К сожалению, об этой точке зрения забывают. Очень часто полагают, что для избежания зависимости от цикла, сам цикл должен быть остановлен или нарушен, и многие техники распространились, намеренно делая именно это.
Когда обнаруживается, что действие было ошибочным, люди пытаются изменить или уменьшить свою активность в надежде, что они уменьшат свою зависимость от внешнего мира. Одни, полагая, что ощущение было ошибочным, подключают сенсорный контроль и отзыв, чтобы дальнейшие желания не могли стимулироваться, чтобы не оказаться у нового соблазна. Другие, думая, что желания - причина рабства и страдания, стремятся устранить желания. Но все эти подходы намеренно нарушают процессы естественной биологической обратной связи и могут губительно сказаться на повседневной жизни. Более того, сомнительно, что сами по себе такие техники вели бы к самореализации, которая,