Махариши в корне не согласен с этим. Он говорит, что не сами желания ведут к страданию, но неспособность выполнить их. Неосуществленные желания - причина всех страданий и несчастий.
Он учит, что способ избавиться от неисполненных желаний не в том, чтобы прогнать или подавить желания как таковые, а полностью исполнять их, достигая цели всех желаний. Это не значит, что человек должен обязательно исполнять все свои желания. Некоторые из них могут вступать в конфликт с желаниями других людей. Другие люди могут иметь далеко не те же интересы, что и остальное общество или вся планета в целом. А некоторые могут быть просто физически невозможны, хотя может ли ум прямо воздействовать на физическую реальность - совсем другой вопрос.
Источник многих желаний - это поиск устойчивой идентичности. Когда "Я" становится установившейся чертой сознания, человек может успешно достичь цели своих желаний и желания сами больше не возникают. В этом смысле человек достиг цели этих желаний без необходимости исполнять каждую из них.
Конечно, не все желания находятся на уровне поддержания эго. Многие из них есть естественная часть цикла действие-впечатление-желание. Жажда пищи - естественное биологическое желание (хотя в случае обжорства отражает ненормальную физиологическую потребность). Было бы неверным пытаться устранять такие необходимые желания, и неверно пытаться устранить "высшие" человеческие пожелания здоровья и процветания своему сообществу и окружению. Все эти естественные желания продолжают возникать в уме самореализованного человека, но с одной важной разницей: они не дают возникнуть вожделению.
Каждая мысль начинается на тончайших уровнях ума и восход к поверхностным уровням мышления, развивается в полностью очерченную мысль. Это происходит только тогда, когда импульс достиг плотных уровней мышления. Он приобретает форму желания. До этого - это лишь побуждение к действию без сильного желания. Человек, чье внимание коснулось плотных уровней мышления, ощущает побуждение к действию, только когда побуждение уже стало желанием; все его действия начинаются с желания. Когда наступает самореализация, ощущается вся глубина и широта мышления, можно ощутить импульс прежде, чем он станет достаточно сильным, чтобы быть желанием. Мысли человека переходят в действие, прежде чем выразятся в желаниях, без страдания и вожделения, которое сопутствует им.
Мы можем понять, почему Махариши говорит, что просветленный человек не имеет таких желаний, и почему