он сидит на троне в наосе, на крыле которого помещаются два возницы, управляющие движением солнечного диска, помещенного на пьедестале перед наосом. На цилиндрах иногда попадаются изображения Ш., выходящего из горизонта через открытые двумя духами врата.
Эа (Эйя-вавилонское, Энки-шумерское) — один из триады великих богов (наряду с Ану и Энлилем). Божество Мирового океана, подземных (пресных) вод, мудрости, культурных изобретений; благосклонно к людям.
Отец Мардука. Муж Домкины (Дамгальнуны).
Космогонические представления, лежащие в основе шумеро-аккадской мифологии, различают небесный мир бога Ану, надземный мир Бела и подземный, принадлежащий Эйя. Под землей находится царство мертвых. Главные представления шумеро-аккадских мифов, определяющие положение трех миров, впервые изложены у Диодора Сицилийского.
Энкиду — в шумеро-аккадской мифологии герой, созданный богами человек-дикарь, друг животных, спутник и помощник Гильгамеша, победивший вместе с ним чудовище Хумбабу.
Энлиль (по-аккадски — Элиль) — в шумеро-аккадской мифологии — один из триады великих богов (наряду с Ану и Эа). Персонификация природных сил, бог воздуха. Согласно мифам Энлиль отделил небо от земли, создал с/х орудия, божеств скотоводства и земледелия, приобщил к культуре людей. Считалось также, что Энлиль насылает стихийные бедствия.
«Энума элиш» (; транслит. акк. enuma elis) — шумеро-вавилоно-аккадский эпос о сотворении мира. Название — первые два слова из произведения: «enuma elis» — «когда наверху». Текст, написанный шумерской клинописью, частично сохранился на семи глиняных табличках, найденных в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала. Поэма датируется второй половиной II тыс. до н. э. По всей вероятности, она являлась богослужебным текстом новогоднего праздника
Когда наверху небеса не назвали,
Именем суша внизу не звалась,
Апсу их начально осеменяя,
Пучина Тиамат всех их рождая
Воды свои воедино мешали…
Особо отмечают тот факт, ход событий представленный в аккадском мифе «Энума элиш», по мнению исследователей, не соответствует общей концепции шумеров, несмотря на то, что большинство богов и сюжетов в нём заимствовано из шумерских верований. Так к примеру многие именна богов в тексте графически не выделены так, как обычно их выделяли шумеры. То есть в данном контексте мы имеем дело скорее с какими космологическими или физическими понятиями, имущими соответствия с реальными богами шумерского пантеона.
«Эпос о Гильгамеше», или поэма «О всё видавшем», — сокровищница поэзии, одно из старейших литературных произведений, созданное в XXII веке до н. э. в Древнем Шумере. Однако судить о нём можно только по гораздо более поздним спискам из клинописной библиотеки Ашшурбанапала, царя Ассирии, относящимся к VII веку до н. э. Согласно другой версии — создавался в течении тысячи лет.
Сохранились отдельные шумерские песни о Гильгамеше и Энкиду. У них один и тот же противник Хумбаба (Хувава), охраняющий священные кедры. За их подвигами следят боги, в шумерских песнях носящие шумерские имена, в эпосе о Гильгамеше — аккадские. Но в шумерских песнях отсутствует связующий стержень, найденный аккадским поэтом. Сила характера аккадского Гильгамеша, величие его души не во внешних проявлениях, а в отношениях с естественным человеком Энкиду. Эпос о Гильгамеше — это величайший в мировой литературе гимн дружбе, которая не просто способствует преодолению внешних препятствий, но преображает, облагораживает.
Эрешкигаль — в шумеро-аккадской мифологии богиня, властительница подземного царства (страны Кур). Каждого умершего она встречает в своём царстве «взглядом смерти».
Эрра — в шумеро-аккадской мифологии бог мора и войны, как разрушительных стихий. Считался сыном Ану. Упоминался как супруг богинь Мами, Мамме, Мамету, иногда — владычицы подземного мира Эрешкигаль. По одному из мифов, Эрра задумал уничтожить людей, забросивших его культ, и принёс в Вавилонию чуму, хаос и разруху. Лишь насытившись бедой, Эрра внял увещаниям Ишума и прекратил погром и даже признал свою вину.