чего предложила ему сделать это еще раз. К величайшей его
растерянности и изумлению теперь поднять его он не смог - таким тяжелым
стал он внезапно. Другие присутствовавшие тоже пытались сделать это, но с
тем же успехом. Они оторвали даже крышку, но не смогли ни приподнять, ни
сдвинуть столик с места.
По словам самой Блаватской, способности эти она почерпнула из эзотерической
практики Индии и Тибета, где провела не один год.
В нашей стране магическая практика тибетского ламаизма издавна известна
была в Бурятии. В числе ее приемов было и изменение веса предметов,
левитация. О таком факте рассказывается в очерке русского путешественника
Черепанова, побывавшего в середине прошлого века у бурят Восточной Сибири.
Не с чужих слов, а как очевидец описывает он сцену левитации, которую
наблюдал сам.
"Собственник украденной вещи, - писал он, - просит у ламы указать ему
место, где спрятана вещь, и лама называет ему день, когда тот должен
явиться за ответом. В назначенный день он садится на землю перед небольшим
квадратным столиком, кладет на него руки, углубившись в чтение книги на
тибетском языке. По прошествии около получаса он отнимает от стола свои
руки, но оставляет их в том же положении, в котором они были на столе.
Тотчас же стол сам собой поднимается в воздух, следуя за движением рук.
Лама поднимает, наконец, руки выше головы и стол, по-прежнему следуя за
движением его рук, поднимается до уровня глаз. Тогда лама делает движение
вперед и стоя опять следует перед ним. Лама идет вперед и стол идет перед
ним в воздухе с такою все увеличивающеюся быстротою, что лама под конец
едва успевает за ним. В том случае, свидетелем которого я был сам, стол
пролетел большое пространство около ста метров".
Такое движение стола в воздухе указывает ламе место, где была спрятана
украденная у кого-то вещь. Безошибочность такого указания подтвердилась и в
случае, свидетелем которому был путешественник. Правда, в этой ситуации я
акцентирую не это, а факт левитации, поднятия предмета в воздух.
Магические ситуации изменения веса предмета известны и в практике русских
гаданий. Если в деревне по какому-нибудь криминальному делу оказывалось
несколько подозреваемых, то, чтобы не доводить дело до суда и до властей,
решали это проще. Каждый из подозреваемых бросал в воду ветку. Тот, чья
ветка не тонула, считалось, был виноват. Обычай этот, до последнего времени
сохранявшийся в отдаленных местах, имеет вариант: вместо веток в воду
одновременно бросают свернутые записки с именами подозреваемых.
Если среди них есть записка с именем того, кто действительно виноват, она
не пойдет ко дну или будет тонуть последней.
Иными словами, изменение веса несет совершенно четкий смысл по двоичной
системе "да - нет". Любопытно, что такой же смысл придается изменению веса
предмета и в шаманской практике. У юкагиров, обитающих на самом дальнем
северо-востоке Сибири, существует обычай по смерти шамана изготовлять из
дерева нечто вроде его копии. Деревянная статуя облачается в
соответствующие одежды, помещается на почетное место. Там же, где должна
была быть голова, водружается череп умершего шамана. В трудных жизненных
ситуациях к этой статуе юкагиры обращаются за советом. Ей задают вопрос и
потом поднимают ее. Если она оказывается необъяснимо легкой, это означает
"да", если тяжелой - "нет". Различие веса в том и другом случае оказывается
столь велико и наглядно, что не вызывает разночтений.
Магический смысл изменения веса предмета, известен был и в Древнем Египте.
В городе Карнаке, когда торжественная процессия несла изображение Амона-Ра
в священной ладье, по ходу. церемонии в какой-то момент ладья становилась
такой тяжелой, что носильщики не могли нести ее и им приходилось
останавливаться и ставить ее на землю. Считалось, что этим знаком АмонРа
являл свое присутствие.
Ситуация эта, не вписывающаяся в реальность нашего мира и опыта, тем не
менее имеет как бы продолжение. Ныне в тех же местах почитаем местный
мусульманский святой Абу-эль-Хагаг. Когда хоронили одного из его потомков и
носильщики несли его к Нилу, непроизвольно повторяя путь древней церемонии,
им дважды пришлось останавливаться и ставить носилки на землю: тяжесть их
внезапно становилась непомерной.
Никто не знает и не может сказать, каким образом, под воздействием чего
происходит это: действительно ли действуют силы, лежащие за пределом нашего
мира и дающие знать о себе, или, может, в этом проявляется чье-то
осознанное или направленное воздействие.