помещика
Верещатынского, подвергнутый пытке по подозрению в краже волов, не высказал
никаких наружных признаков страдания, он подписал себе тем самым смертный
приговор. То, что при растягивании членов и при жжении огнем Василий
"проявил завзятое терпение, необычное в человеческом теле" понято было, как
несомненное свидетельство, что он "несомненно имел при себе чары". Вопрос о
пропавших волах был забыт и отброшен. Перед лицом столь неопровержимого
свидетельства этой неожиданно вскрывшейся страшной его вины суд приговорил
его к казни.
Когда в ходе суда при колдунах и подозреваемых находили какие-то рукописи
или книги, "волшебные тетради", их жгли вместе с ними. Само знакомство с
такой литературой, интерес к ней уже служили доказательством причастности к
волшебству, а значит, к наведению болезней и всякого зла. Потому-то указ
1682 года царя Федора Алексеевича об основании в Москве
Славяно-греко-латинской академии, запрещая держать в академии волшебные,
чародейские и богоненавистные книги, предписывал "аще же таковые учители
где обрящутся, и они со учениками, яко чародеи, без всякого милосердия да
сожгутся".
Ничто, как страх перед вредоносным воздействием разного рода колдунов и
чародеев побуждал правительство снова и снова подтверждать свою
беспощадность к ним. Даже Воинский устав Петра 1 в числе прочих воинских
преступлений называл чернокнижие и колдовство. Такой злоумышленник "по
состоянию дела в жестком заключении, в железах, гонянием шпицрутен наказан
или весьма сожжен имеет быть". "... Весьма сожжен имеет быть?" Сегодня
тpуднo судить, сколь преувеличены были опасения по поводу разного рода
чародейств, волшебства и порчи. Единственное, что можно сказать с
уверенностью, это то, что возникли они не из НИЧЕГО и строились не на
пустом месте. Этот страх перед порчей, наговором, сглазом разделяли равно
люди как низкого социального звания, так и верхи общества. Как всегда в
такой ситуации, особую настороженность и подозрение вызывало все
незнакомое, чуждое. Олеарий* рассказывал об иностранце-цирюльнике, имевшем
неосторожность привести с собой в Москву скелет. В глазах москвичей - более
убедительным свидетельство его союза с темными силами не могло и быть.
Костра цирюльнику избежать, правда, удалось, сожгли только скелет. Самому
же ему пришлось спешно бежать из Москвы и вообще из России. В другом случае
во время пожара у немца-художника увидели старый череп. Еще немного, пишет
Олеарий, и самого художника бросили бы в огонь.
Вот почему, когда случалось, что заподозренный в колдовстве не попадал на
костер и не оказывался на плахе, это можно было считать великим везением.
Даже счастьем. Стоило Афанасию Наумову (Афоньке Наумёнку, как именовался он
в сыскном деле) сболтнуть, что он-де умеет готовить колдовское зелье из
лягушачьих костей, как на него тут же заведено было дело, и сам он оказался
в застенке. Там, как легко было догадаться, он быстро сознался не только в
колдовстве и порче, но от боли и ужаса оговорил множество людей.
Дело тянулось более года, после чего бояре рассудили: чтобы другим
неповадно было, надлежит отсечь ему, Афоньке, руку, а также ногу, после
чего сжечь его. Приговор поступил государю, который проявил, однако,
неожиданное и редкое в таких делах милосердие - вместо казни навечно
сослать злодея в Сибирь. Но даже за решеткой и в кандалах Афонька продолжал
быть опасен. Особая "память" за подписью думного дьяка предписывала "его
держати в тюрьме до государева указу с большим же береженьем, чтоб он из
тюрьмы не ушел, и к тюрьме, где он Афонька посажен будет, никаких людей
припускати и говорити с ним ни о чем давати не велети, так же и в дороге,
как его в Сибирь повезут, никаких людей к нему припускати и говорити с ним
никому ни о чем давати не велети ж".
Такими историями, часто с куда менее благополучным исходом, полны папки
архива сыскных дел и Тайной канцелярии. Попавшие по колдовскому делу шли в
застенок, на плаху или костер, не вызывая ни малейшего сочувствия у
современников. Столь велик и небезосновательно, был страх перед творимым
ими злом. С торжеством и ужасом смотрели прохожие на злодея, которого на
телеге везли на казнь, не отличая при том невинного от виноватого.
Одним из тех, кто и сам не без удовольствия, надо думать, наблюдал такие
сцены, был некий Федор Иванов Соколов, по должности подъячий Саранской
воеводской канцелярии. История того, что произошло с ним, сохранилась и
известна из тех же папок сыскных дел, которые упоминал я.
Года через