Альберт Великий.
МАЛЫЙ АЛХИМИЧЕСКИЙ СВОД
Преуведомление
"Вся мудрость исходит от Господа нашего и всегда с ним и присно и ныне, и во
веки веков"1. И да возлюбит каждый эту божественную мудрость, взыскует ее и
вымолит мудрость и разумение у Того, "кто дарует разумение и мудрость, изобильно
и без препон", — каждому, не укоряя, не попрекая, Он есть высочайшая высота и
глубочайшая глубина всякого знания. Он есть сокровищница всякого знания, Он есть
сокровищница всей мудрости. Вот почему "все сущее — от Него, через Него и в
Нем"; без Него ничто не может быть сделано, без Него ничто не может быть
совершено. Честь и слава Ему во веки веков. Аминь.
Итак, приступая к сему рассуждению, я, уповая на помощь и благоволение Того, Кто
первопричина и Кто исток всякого блага и любви, прошу Его сподобить скудные мои
знания частице божественного Духа, дабы я оказался в силах высвободить свет,
открытый во мраке, и повести тех, кто погружен во грех, по тропе истины. Да
поможет мне в замысленном предприятии моем Тот, Кто вечно пребывает в высочайшей
высоте высот. Аминь.
Несмотря на все мои многотрудные странствия по многочисленным землям и
провинциям, городам и замкам, странствия, вдохновленные моим интересом к науке,
зовущейся алхимией, несмотря также и на то, что я вдумчиво собеседовал с учеными
людьми и мудрецами, хранителями алхимической премудрости, употребляющими ее,
чтобы исследовать свой предмет сполна; несмотря даже на то, что поглощал их
писания одно за другим, бессменно склоняясь снова и снова над трудами мудрецов,
я не нашел в них сути того, что сии мудрецы провозглашали в своих сочинениях. Я
изучал алхимические книги двояко, стараясь уразуметь в них и то, что говорит в
пользу мужей, их написавших, и то, что говорит против них, но установил, что эти
книги никчемны, бессмысленны и бесполезны.
Вдобавок я обнаружил еще, что многие ученые: богачи, аббаты, епископы, каноники,
знатоки натуральной философии — будто вовсе были они неграмотными, потерпели
крах, затратив бездну бесплодных усилий и вконец разорившись. И все только
потому, что, увлеченные своим искусством, они оказались неспособными вовремя
остановиться или свернуть с начатого пути.
Однако меня не оставляла надежда. Я продолжал безостановочно трудиться. Я
продолжал тратить имеющиеся у меня средства и, путешествуя по городам,
монастырям и замкам, продолжал наблюдать. Но наблюдал, размышляя, ибо, как
говорит Авиценна, "возможно ли это? Но если этого не может быть, то каким
образом этого не может быть?"2 Я настойчиво изучал алхимические сочинения и
размышления над ними, пока наконец не нашел того, чего искал, но не посредством
моих собственных скудных знаний, а посредством божественного Духа. Но как только
я стал отличать и понимать то, что лежит за пределами природы, я начал более
пристально и с большим тщанием следить за процедурами вываривания3 и возгонки,
растворения и перегонки, размягчения, обжига и сгущения в алхимических и иных
работах. Я делал это до той поры, пока не убедился, что превращение в Солнце и
Луну возможно, причем алхимическое Солнце и алхимическая Луна в испытаниях и
обработке оказываются лучше природного [золота] и природного [серебра]4.
Вот почему я, ничтожнейший из философов, вознамерился ясно изложить истинное
искусство, свободное от ошибок, для моих единомышленников и друзей; но таким,
однако, образом, чтобы они увидели и услышали то, что для них самих сокрыто и
остается невидимым, неслышимым и неумопостигаемым. Вот почему я прошу тебя и
заклинаю тебя именем Творца всего сущего утаить эту книгу от невежд и глупцов5.
Тебе я открою тайну, но от прочих утаю эту тайну тайн, ибо наше благородное
искусство может стать предметом и источником зависти. Глупцы глядят заискивающе
и вместе с тем надменно на наше Великое Деяние, потому что им самим оно
недоступно. Поэтому они и полагают наше Великое