Альберт Великий

Малый алхимический свод

мною не единожды.

24. Как готовят зеленую медь, как ее окрашивают в красный цвет и чем она полезна

для алхимического искусства

Делай зеленую медь62 так. Спервоначалу обработай медные пластины нашатырем и

медом. Скрепи пластины и подвесь их в парах крепкого уксуса, налитого в прочный,

хорошо закрытый — чтобы пары не улетучивались — сосуд. Все это помести в теплое

место, где и будет испаряться уксус. Пусть сосуд постоит три или четыре недели.

Потом открой твой сосуд, и ты узришь зеленую медь, налипшую на пластины.

Соскобли медную зелень и сохрани ее. А теперь сызнова подвесь пластины над

уксусом, покуда медь и на этот раз не обратится в зелень. Затем подвергни

зеленую медь обжигу точно так же, как я учил поступать тебя в этом случае с

атраментумом. Вот тогда-то ты и обретешь истинный и устойчивый красный цвет63.

Атраментум растворяется в воде и окрашивает в устойчивый красный цвет тела и

духи. И здесь атраментум упрочает узы меж духами, выявляя множество скрытых

свойств, таящихся и в самой воде64.

Прибавление к только что сказанному. А вот как приготовить зеленую медь иначе.

Возьми один фунт медной стружки, половинный вес купороса65 и нашатыря и замеси

это на крепком уксусе в виде пасты. Положи [пасту] в лошадиный помет,

находящийся в стеклянном сосуде. Пусть все это перегниет. Тогда-то и получится

преотличная зеленая медь.

[Медный] цвет. Возьми ясные медные пластины. Подвесь их [в сосуде] над вяжущим

уксусом и выставь на солнце. Пройдет четырнадцать дней. Открой сосуд и достань

оттуда пластину. Соскобли с пластины цвет, и ты будешь обладать (действуя, как я

тебя учу) наитончайшей [зеленой медью]. Заметь себе хорошенько, что говорит

Гебер в своей "Книге о печах"66, в главе о серебре: медь должно очистить и

растворить; только тогда из нее можно извлечь наичистейшую серу, уже окрашенную,

сгущенную и закрепленную.

25. Как и из чего делают киноварь

Киноварь — субстанция благородная. Она занимает подобающее ей место

в искусстве

[алхимии]. Ее именуют "юзифур"67. Киноварь делают из живого серебра и серы так.

Возьми две части ртути, а третьей частью да будет сера. Смесь размельчи так, как

размельчают вермиллон68. Помести [смесь] в стеклянный сосуд с узким горлом.

Обмажь верх сосуда слоем глины толщиной в палец и, высушив, поставь сосуд на

треножник. Еще раз проверь, хорошо ли закупорен сосуд, и полдня нагревай на

медленном огне. Потом усиль огонь, прокаливая теперь уже целый день, покуда не

углядишь красные дымы, кои воскурятся над сосудом. Охлади, а потом и вскрой

сосуд, вынув из него содержимое. Добрая и ясная киноварь и будет этим

содержимым. Итак, работа завершена, а истина — в твоих руках.

Ты увидел киноварь. А теперь следи, как влага начнет улетучиваться из сосуда.

Когда же ты заметишь желтые дымы, подымающиеся из сосуда, осторожно открой его

совсем. Не пройдет и часу, как пары станут красными, а красный [цвет] — знак

киновари. Затем, опустив в ампулу69 стержень, зацепи им немного содержимого,

чтобы испытать его на все свойства киновари.

Добавление. Ртуть, однако, прежде следует отмыть с золой и солью и пропустить

сквозь ткань неупорядоченной фактуры. Точно так же и серу нужно прокипятить в

моче и в уксусе, снимая всплывающую на поверхность муть70. Потом серу сушат. А

после высушивания ее вновь вымачивают в течение дня в уксусе, а на другой день —

в моче. Мне попадался [рецепт] получения киновари и в других сочинениях. Так,

согласно Гермесу, следует взять две части ртути, три части серы и четыре части

нашатыря.

26. Как и из чего можно приготовить лазурит

Хотя лазурит71 не столь уже необходим в нашем искусстве, мне хотелось бы все же

рассказать тебе, как делать его. Возьми две части ртути и по одной части серы и

нашатыря и все это измельчи так, как я учил тебя, когда речь шла о приготовлении

киновари. Положи смесь в стеклянный сосуд. Затем прокали,