мною не единожды.
24. Как готовят зеленую медь, как ее окрашивают в красный цвет и чем она полезна
для алхимического искусства
Делай зеленую медь62 так. Спервоначалу обработай медные пластины нашатырем и
медом. Скрепи пластины и подвесь их в парах крепкого уксуса, налитого в прочный,
хорошо закрытый — чтобы пары не улетучивались — сосуд. Все это помести в теплое
место, где и будет испаряться уксус. Пусть сосуд постоит три или четыре недели.
Потом открой твой сосуд, и ты узришь зеленую медь, налипшую на пластины.
Соскобли медную зелень и сохрани ее. А теперь сызнова подвесь пластины над
уксусом, покуда медь и на этот раз не обратится в зелень. Затем подвергни
зеленую медь обжигу точно так же, как я учил поступать тебя в этом случае с
атраментумом. Вот тогда-то ты и обретешь истинный и устойчивый красный цвет63.
Атраментум растворяется в воде и окрашивает в устойчивый красный цвет тела и
духи. И здесь атраментум упрочает узы меж духами, выявляя множество скрытых
свойств, таящихся и в самой воде64.
Прибавление к только что сказанному. А вот как приготовить зеленую медь иначе.
Возьми один фунт медной стружки, половинный вес купороса65 и нашатыря и замеси
это на крепком уксусе в виде пасты. Положи [пасту] в лошадиный помет,
находящийся в стеклянном сосуде. Пусть все это перегниет. Тогда-то и получится
преотличная зеленая медь.
[Медный] цвет. Возьми ясные медные пластины. Подвесь их [в сосуде] над вяжущим
уксусом и выставь на солнце. Пройдет четырнадцать дней. Открой сосуд и достань
оттуда пластину. Соскобли с пластины цвет, и ты будешь обладать (действуя, как я
тебя учу) наитончайшей [зеленой медью]. Заметь себе хорошенько, что говорит
Гебер в своей "Книге о печах"66, в главе о серебре: медь должно очистить и
растворить; только тогда из нее можно извлечь наичистейшую серу, уже окрашенную,
сгущенную и закрепленную.
25. Как и из чего делают киноварь
Киноварь — субстанция благородная. Она занимает подобающее ей место
в искусстве
[алхимии]. Ее именуют "юзифур"67. Киноварь делают из живого серебра и серы так.
Возьми две части ртути, а третьей частью да будет сера. Смесь размельчи так, как
размельчают вермиллон68. Помести [смесь] в стеклянный сосуд с узким горлом.
Обмажь верх сосуда слоем глины толщиной в палец и, высушив, поставь сосуд на
треножник. Еще раз проверь, хорошо ли закупорен сосуд, и полдня нагревай на
медленном огне. Потом усиль огонь, прокаливая теперь уже целый день, покуда не
углядишь красные дымы, кои воскурятся над сосудом. Охлади, а потом и вскрой
сосуд, вынув из него содержимое. Добрая и ясная киноварь и будет этим
содержимым. Итак, работа завершена, а истина — в твоих руках.
Ты увидел киноварь. А теперь следи, как влага начнет улетучиваться из сосуда.
Когда же ты заметишь желтые дымы, подымающиеся из сосуда, осторожно открой его
совсем. Не пройдет и часу, как пары станут красными, а красный [цвет] — знак
киновари. Затем, опустив в ампулу69 стержень, зацепи им немного содержимого,
чтобы испытать его на все свойства киновари.
Добавление. Ртуть, однако, прежде следует отмыть с золой и солью и пропустить
сквозь ткань неупорядоченной фактуры. Точно так же и серу нужно прокипятить в
моче и в уксусе, снимая всплывающую на поверхность муть70. Потом серу сушат. А
после высушивания ее вновь вымачивают в течение дня в уксусе, а на другой день —
в моче. Мне попадался [рецепт] получения киновари и в других сочинениях. Так,
согласно Гермесу, следует взять две части ртути, три части серы и четыре части
нашатыря.
26. Как и из чего можно приготовить лазурит
Хотя лазурит71 не столь уже необходим в нашем искусстве, мне хотелось бы все же
рассказать тебе, как делать его. Возьми две части ртути и по одной части серы и
нашатыря и все это измельчи так, как я учил тебя, когда речь шла о приготовлении
киновари. Положи смесь в стеклянный сосуд. Затем прокали,