Деяние отвратительным, но верят,
что оно возможно. Снедаемые завистью к делателям сего, они считают тружеников
нашего искусства фальшивомонетчиками. Никому не открывай секретов твоей работы!
Остерегайся посторонних! Дважды говорю тебе: будь осмотрительным, будь упорным в
трудах твоих и при неудачах не расхолаживайся в рвении своем, помня о великой
пользе, к коей ведет твой труд.
1. О многоразличных ошибках
А сейчас в этом малом своде я поведаю тебе коротко и просто о том, как тебе
следовало бы поступить, зачиная столь великое искусство. Но прежде я укажу тебе
на всевозможные уклонения, ошибки и камни преткновения, встающие на пути
подвижников этого искусства. Об эти препятствия многие — даже почти все —
спотыкаются.
Я видел немало таких, кои с большим тщанием совершали процедуру возгонки,
проходящую обычно наверняка, но не доводили до конца, спотыкаясь на непонимании
изначальных принципов.
Я видел и иных, хорошо начинавших, но склонных к выпивке и прочим глупостям. И
они не доводили дело до конца. Я видел, например, и таких, кои хорошо умели
вываривать, перегонять и возгонять. Но путь был длинным, и терпения им не
хватало. Поэтому-то и они оставляли дело незавершенным.
Мне попадались и такие люди, которые вполне владели истинным искусством и
которые умело и терпеливо совершали разные операции, но теряли летучие начала6
при возгонке, потому что сосуды их были дырявыми. Усомнившись, они не шли
дальше.
Среди встреченных мною были и такие, что желали добраться до цели нашего
искусства, но в нетерпении дождаться окончания дела слишком быстры были в
совершении возгонок, перегонок и растворений. В результате летучие начала
оказывались разложившимися, оскверненными (rubiginatos), а водные растворы и
дистиллаты — взболтанными и взмученными. Так вот и рушилась вера сих
нетерпеливых в истинность нашего искусства.
Бывали и такие, которые терпеливо продвигались вперед, но по пути их ждала
неудача, потому что им не хватало приличествующей их занятию выдержки и
твердости. Ибо, как сказал поэт:
Коль смертные страхи мерещутся вам в благородном труде,
То и знания сущностей многих вещей не помогут, -
Вас ждет пустота в результате7.
Наше искусство не для бедняков, ибо у каждого взявшегося за дело должно быть
достаточно денег по меньшей мере года на два. Так, если кому-то случится
ошибиться и потом начать все заново и продолжить начатое вновь, этот кто-то не
должен впасть в нищету. Между тем как раз противоположному я бывал свидетелем не
единожды.
Мне встречались мастера, коим удавалось осуществлять чисто, хорошо многократные
— до пяти раз — возгонки. Но на этом умение их кончалось. Если они шли дальше,
то все больше и больше впадали в заблуждение и обман: они выбеливали медь,
прибавляя к ней пять или шесть частей серебра, равно дурача себя и других.
Я видел людей, которые возгоняли летучие, а потом, сгущая, осаждали их, надеясь
с их помощью окрасить медь или олово. Когда же ничего не отпечатлевалось на меди
или олове и не происходило проникновения окрашенных сгущенных летучих [начал] в
металлы, ими овладевало сомнение в истинности [искусства].
Я видел тех, кто осаждал и сгущал летучие, нанося проникающее масло, до
проникновения оного в субстанциальную массу. Затем они добавляли одну часть
серебра на одну часть меди. При этом медь выбеливалась, становясь похожею на
серебро по ковкости и прочим проверкам (examinationem), а по белизне могла
выдержать двух- или трехкратное испытание и все-таки не была совершенной, потому
что медь, прежде чем выбелить, не обожгли и не очистили от примесей. Недаром
Аристотель говорит: "Я не верю, что металлы могут превращаться один в другой без
того, чтобы прежде не быть превращенными (transformari) в первоматерию, то есть
приведенными к состоянию золы обжиганием на огне. Вот тогда-то и возможно
[превращение]"8.