попробуй растворить, а раствор сохрани. Если же смесь не
растворится, еще раз хорошо измельчи и добавь немного нашатыря. Тогда-то уж
обязательно растворится. Дождавшись растворения, помести в теплую воду для того,
чтобы потом перегнать. А потом [весь этот раствор] перегони, как я тебя когда-то
учил. Не вздумай поставить раствор для перегонки в золу! Почти все у тебя тогда
затвердеет, и тебе опять придется отвердевшую смесь растворять, как уже только
что приходилось. Когда же перегонка окажется вполне завершенной, помести твой
материал в стеклянную реторту, сгусти, и ты увидишь белую субстанцию, твердую и
ясную, близкую по форме к кристаллу, разжижающуюся на огне, словно воск,
всепроникающую и устойчивую. Возьми же только одну часть этой субстанции на сто
частей любого очищенного и обожженного металла. Только попробуй, и ты на вечные
времена улучшишь его — этого металла — природу. Боже упаси, не вздумай привести
твою субстанцию в соприкосновение с неочищенным металлом! Металл твой немедля —
после двух или трех проб — навсегда утратит свой цвет.
Прибавлю к этому. Аристотель в своей книге "О совершенном магистерии" сообщает о
возогнанной и прокаленной ртути, под коей я понимаю ртуть закрепленную, ибо,
если ртуть прежде не закрепить, едва ли возможно ее прокалить. А не прокаливши,
и не растворишь ее ни за что. Обсуждая завершающий момент опыта, [кое-кто]
говорит, что следует добавить белое — определенного сорта — масло философов для
умягчения нашего медикамента. Если закрепленные субстанциальные духовные начала
непригодны в качестве проникающей материи, прибавь к ним равновеликое количество
незакрепленных тех же начал, раствори, а потом сгусти. Не сомневайся, что вот
тогда ты достигнешь того, что субстанциальные духовные начала обретут
всепроникающую способность и прочее. Точно так же, если какое-нибудь обожженное
тело не поддается сжатию в твердое однородное состояние, прибавь к нему немного
этого же вещества в расплавленном состоянии, и к тебе тоже придет удача. Раздели
яйцо философов116 на такие четыре части, чтобы каждая обладала самостоятельной
природой. Возьми каждой природы равномерно и в равных пропорциях, смешай, но
так, однако, чтобы не нарушить их природной несовместимости. Именно тогда ты
достигнешь того, что вознамерился
достичь, с Божьей помощью.
Это и есть универсальный метод. Однако я объясняю тебе его в форме особенных
отдельных операций, коих число есть четыре. Две из них можно выполнить очень
даже хорошо, без каких бы то ни было помех и осложнений.
Когда же тебе удастся обладать водою из воздуха и воздухом из огня, ты сможешь
получить и огонь из земли. Соотнеси воздушную и земляную субстанции с теплотою и
влажностью, а потом приведи их в такое единство, которое будет слитным и
неделимым и в котором бывшие составляющие этого единства явлены неразличимыми.
Затем ты можешь прибавить к ним два действенных добродетельных начала, а именно
воду и огонь. Это и есть тот предел, в коем алхимическое деяние свершится
окончательно117. Слушай и вникай! Ежели ты примешаешь к единству воздуха и земли
только одну воду, тебе откроется серебро. А ежели огонь — твоя материя примет
красный цвет...
Примечания
1. Реминисценция на тему Екклизиаста.
2. Алхимический трактат Авиценны "De Anima" ("О душе") особенно часто цитировали
в XIII столетии. Так, алхимические реминисценции из него встречаются, кроме
Альберта, у Роджера Бэкона и Винсента из Бове. Впервые трактат "О душе"
напечатан в Базеле в 1527 г. Принадлежность этого трактата Авиценне оспаривают.
Л. Торндайк приводит перечень алхимических сочинений, необоснованно
приписываемых Авиценне (Thorndike L. А history of magic and experimental
science. V. 1 — 8. London, 1923-l941. V. 2. Р. 471).
3. От decoguere (лат.) — отваривать, варить. В алхимическом опыте это действие
означает принудительное выпаривание воды или иной жидкости,