Тем же, кто, противясь нам, выдвигает в качестве
аргумента слова Аристотеля — "пусть искусники в алхимии знают, что виды вещей
изменить невозможно", мы должны ответить, что сказано это про тех, кто верит и
жаждет осуществить превращение металлов, которые уже испорчены окончательно. А
это, без сомнения, действительно невозможно. Давайте теперь прислушаемся вот к
таким словам Аристотеля: "Истинно то, что эксперимент разрушает формы видов, в
особенности же металлов". Может статься, например, что некий металл, если его
прокалить, обратится в золу и окалину. Затем его мельчат, промывают, размягчают
в кислых водах в той мере, в какой это нужно, чтобы придать ему белизну и
естественность. Таким-то вот образом эти тела путем обжигания и прочих процедур
(medicinas) могут утратить бурые пары порчи и гнили (himiditatem corruptum et
adustivam), обрести воздушность, преисполниться паром жизни, и белая окалина
затвердеет, ставши белой или красной. Да и Гермес12 говорит, что духи (духовные
субстанции) не могут войти в тело металлов, прежде чем эти последние не будут
очищены. После очищения духи войдут в тела при посредстве веры. Аристотель
говорит: "Я не верю, что металлы можно превратить один в другой, минуя
предварительно их возвращение к первоматерии". А это достигается лишь очищением
металлов от порчи — только огнем.
Тем же, кто еще не уверовал или недостаточно тверд в вере, я желаю обрести
большую ясность, потому что мы-то точно знаем, о чем толкуем и на чем
настаиваем: нам ясно, что различные виды обретают различные формы в разное
время. Так, ясно, что вывариванием и тесным соприкосновением красное в мышьяке
можно сделать черным, а позже — и белым с помощью возгонки13. Так бывает всегда.
Если же некто скажет,
что иные виды могут видоизменять первоначальный свой цвет
в другой, а с металлами такого не бывает, я возражу ему, ссылаясь на авторитеты,
выдвинув в качестве аргументов множество определений и не меньше обоснований и
до конца развею эти заблуждения.
Так, мы видим, что лапис-лазурь14, именуемая transmarinum15, происходит из
серебра. Но еще легче заметить, что если некая вещь совершенствует собственную
свою природу, избавляясь от порчи и гнили, внешние свойства разрушаются в
большей мере, чем свойства, связанные с сущностью. Двинемся дальше, и мы увидим,
что медь приобретает желтый цвет от каламинового камня16. Но и медь, и
каламиновый камень, покуда они не подверглись воздействию огня, далеки от
совершенства.
Мы знаем, что свинцовый глет17 изготовляется из олова. Олово же в результате
многократных вывариваний приобретает золотистый цвет. Однако нет ничего
невероятного и в том, чтобы обратить олово в одну из разновидностей серебра.
Ведь олово той же, что и серебро, природы.
Нам ведомо, что железо превращается в живое серебро. Кое-кому это может
показаться невероятным. Прежде я уже показывал, что такое возможно. Ведь все
металлы происходят из живого серебра и серы. Значит, если живое серебро есть
прародитель всех металлов, ничего невозможного нет и в том, чтобы и железо,
например, вновь вернулось в свое прежнее состояние — превратилось в живое
серебро. Ничего не стоит вообразить, скажем, такое: зимой вода затвердевает,
обращаясь в лед, под воздействием избыточного холода; летом же, напротив,
припекаемый солнцем, лед плавится, становясь, как прежде, водой. Точно так и
живое серебро, в каком бы месте земли оно ни помещалось, и сера, если и она есть
в земле, сочетаются друг с другом путем очень мягкой и крайне медленной варки,
длящейся весьма долго. Эти исходные начала, соединяясь, отвердевают, становясь
минералами, из коих, в свою очередь, можно извлечь тот или иной металл.
Впрочем, мы знаем также, что белый свинец изготовляется из свинца, красный
свинец — из белого, а свинец — из красного18.
Вот и смотри! Более чем предостаточно доказано уже, как виды вещей, изменяя
(permutantur)