пупка и называется «манипура». Центр воздуха,
выравнивающего элемента, помещен в область сердца и называется
«анахата». Центр эфира, или принципа акаша, находится в области
{40}
шеи и называется «вишудха». Следующий центр, центр воли и интел-
лекта, помещается между бровями и обозначается «Аджна». Самым
высоким, божественным, центром считается тысячелистный лотос, на-
званный «сахасрара», из которого исходят все остальные силы цент-
ров и на которые этот центр оказывает воздействие. Начиная с само-
го верхнего центра вдоль позвоночника, как вдоль канала, до самого
нижнего, земного, центра течет так называемая «сушумна», или уже
известный нам принцип акаша, на долю которого приходится связь
между всеми центрами и управление ими. Позже я расскажу о возбуж-
дении змеиной силы в отдельных центрах. Моей задачей при описа-
нии души является установка связи элементов с их полярностью
в плюс и минус, и мне нужно представить четкую картину этого яв-
ления. Из этого описания следует, что как тело, так и душа, а также
их действие живут и функционируют и что их сохранение и разруше-
ние подчинены незыблемым законам четырехполюсного магнита, то
есть тайне тетраграмматона. Если готовящийся к посвящению со-
средоточится в своей медитации на этом объекте, то он составит себе
полное представление не только о функции тела, но и души и сможет
составить себе верное представление о взаимном проникновении их
в соответствии с первичными законами.
Астральный уровень
Астральный уровень часто именуют четвертым измерением, он не был
создан из четырех элементов, а является элементом акаша в степени уп-
лотнения, то есть все то, что до сих пор случалось в материальном мире
и что имеет свое происхождение, управлялось в достаточной мере и име-
ет сейчас свое существование. Как уже говорилось, акаша в самой суб-
тильной форме представляет собой известный нам эфир, в котором рас-
пространяются как электрические, так и магнитные колебания. Согласно
этому, это и сфера вибраций, из которой происходят свет, звук, цвет,
ритм, а также вся жизнь во всем своем сотворении.
Так как акаша является первопричиной всего бытия, то, естествен-
но, в нем находит свое отражение все то, что уже было создано и про-
изошло, что создается и происходит сейчас и что будет создано и про-
изойдет в будущем. Поэтому на астральном уровне видят эманацию
вечного, которое не имеет ни начала, ни конца, то есть является
{41}
безвременным и беспространственным. Посвященный, который ори-
ентируется на этом уровне, может найти здесь все, идет ли речь о про-
шлом, настоящем или будущем. Широта охвата его восприятия зави-
сит от степени его совершенства.
В большинстве религий уровнем астрала называется потусторон-
ний мир. Посвященному же понятно, что никакого посюстороннего
или потустороннего мира не существует, и поэтому его не страшит
смерть, так как ему чуждо само это понятие. Если же в процессе разру-
шительной деятельности элементов или из-за неожиданного разрыва
астральная матрица, которая является соединительной тканью между
грубоматериальным и астральным телами, отделяется, наступает то, что
называют смертью и что в действительности является только перехо-
дом из земного мира в астральный. Зная этот закон, посвященный не
боится смерти, так как знает, что безвестность ему не грозит. Благода-
ря овладению элементами он может, несмотря на все остальное, дос-
тичь также ослабления соединения астральной матрицы и воспроизве-
сти спонтанное отделение астрального тела от земной оболочки. Таким
образом он, находясь в своем астральном теле, может посетить самые
удаленные области, попадать на самые разные уровни и так далее. Тем
самым истории, что некоторых святых видели в одно и то же время
в разных местах, где они совершали какие-то действия, могут найти убе-
дительное объяснение.
Астральный уровень населен различными жителями. Прежде все-
го, это люди, умершие на земле, которые по степени своей духовной
зрелости находятся в соответствующей, различной по степени уплот-
нения среде, что в различных религиях называется небом и адом, по-
священный же эти обозначения воспринимает символически. Чем со-
вершеннее, благороднее, чище является существо, тем в более чистой,
тонкой среде уплотнения астрального уровня оно и находится. По-
степенно астральное тело отделяется, растворяется до того, что дос-
тигает степени колебаний определенной ступени астрального уровня
и становится идентичным с этой ступенью. Эта идентификация, как
видим, зависит