ФРАНЦ БАРДОН

Врата посвящения Теория и практика

подобные экперименты,

в которых были бы задействованы одновременно два или три чувства.

С визуальными и акустическими представлениями могут быть состав-

лены и другие эсперименты, в которых, например, участвуют зрение и

осязание. Должны быть оживлены и сконцентрированы все чувства.

Особенно большое значение следует придавать зрению, слуху и инту-

иции, что для дальнейшего продвижения в магии играет очень боль-

шую роль. Я не устану повторять, какое большое значение вообще име-

ют эти упражнения для прогресса в магии. Поэтому нужно усердно

выполнять эти упражнения каждый день. Если Вы хотя бы в течение

пяти минут можете удерживать концентрацию двух-трех чувств, то уп-

ражнение считается выполненным. Если во время упражнений Вас одо-

леет усталость, тут же прекратите упражнения и отложите их до друго-

го, более благоприятного, момента, когда Ваш дух будет более свежим.

{83}

Ни в коем случае не засыпайте во время упражнений. По опыту, утрен-

ние часы — самые благоприятные для занятий по концентрации.

Если в предыдущих упражнениях Вы достигли известной степени

концентрации и поэтому в состоянии как минимум на пять минут за-

нимать два-три чувства, то можете двигаться дальше.

Снова выберите удобную позицию, как при любой работе по кон-

центрации. Закройте глаза и четко представьте себе хорошо знако-

мые местность, населенный пункт, площадь, дом, сад, луг, поляну, лес

и прочее. Удержите это представление. Запомните абсолютно точно

любую деталь, как, например, цвет, свет, форму.

Представление должно быть настолько точным, как будто Вы лич-

но находитесь в этом месте. Если образ теряется или размывается, вы-

зовите его снова, более четко. Упражнение завершено, если Вы в тече-

ние как минимум пяти минут смогли удержать этот образ. После этого

попытайтесь перенести в этот же образ и концентрацию слуха. Если

Вы представили чудесный лес, то вслушайтесь одновременно и в пе-

ние птиц, шуршание листьев, шум ветра, жужжание пчел. Если у Вас

это получилось, подберите подобный, Вами самим составленный экс-

перимент. Упражнение выполнено, если Вам удалось представить каж-

дую местность, каждую площадь и место, где в течение пяти минут

были задействованы два или три чувства. Если и эта степень концен-

трации достигнута, попытайтесь выполнить эти упражнения с откры-

тыми глазами, при этом Вы либо останавливаете свой взгляд на од-

ном предмете, либо неподвижно смотрите в пустоту. Физическое

окружение должно перестать существовать для Вас, а выбранный об-

раз должен возникнуть перед Вашими глазами, как фата моргана,

повиснув в воздухе. Если Вам удалось четко удержать этот образ в те-

чение пяти минут, изберите следующий образ. Упражнение считается

полностью выполненным, если Вам удалось вызвать избранный образ

открытыми глазами и в течение пяти минут удерживать его одним или

несколькими чувствами. Так же, как при чтении романа образы отдель-

ных событий проходят перед Вашим взором, точно так же должно про-

текать каждое следующее упражнение по концентрации.

Мы научились воображать образы мест или местностей, которые

мы видели и которые знаем. Теперь вообразим себе местности и мес-

та, которые нам нужно представить, то есть которых мы никогда в жиз-

ни не видели. Сначала с закрытыми глазами, а если нам удается в те-

чение пяти минут представить это, задействовав два-три чувства, то

нужно сделать это еще с открытыми глазами. Упражнение считается

{84}

полностью выполненным, если Вам удалось удержать представление

в течение пяти минут с открытыми глазами.

От неодушевленных предметов, мест, местностей, домов и лесов пе-

рейдем теперь к живым существам. Мы так же четко представим себе

различных животных: собак, кошек, птиц, коров, телят, кур, — как

мы представляли себе в процессе концентрации различные предме-

ты: сначала в течение пяти минут с закрытыми глазами, а потом

столько же времени — с открытыми. Если этим упражнением Вы уже

овладели, то животных нужно представить с различными, характер-

ными для них движениями, например, представить, как кошка умыва-

ется, как Она ловит мышку, пьет молоко; представить собаку, как она

лает, бежит; птицу представить в полете, при склевывании корма и

прочее. Такие и подобные комбинации ученик должен выбрать по сво-

ему усмотрению, сначала с закрытыми, затем с открытыми глазами.

Если удается выполнить это упражнение без всякого препятствия в те-

чение пяти минут, то упражнение считается выполненным и можно

переходить к дальнейшим.

Таким же образом нужно настраиваться