философии клас¬сифицировать консерватизм как негативное зло, если стать на точку зрения реформатора, а иконоборчество — как негативное зло, если стать на точку зрения консерватора.
11. Другое дело — позитивное зло. Природа иконо¬борчества может довести его до прямой анархии. Также и консерватизм может зайти слишком далеко, став классовой привилегией, когда интересы власти противопоставляются общему благу. Он может также принять форму настоящей политической коррупции, которая разрушает работоспособ¬ность административной машины; или социальной корруп¬ции, такой как узаконенная проституция или детский труд, которые подрывают здоровье политического тела.
12. Консервативный и радикальный импульсы притягивают к себе тех, кто к ним предрасположен и под их влиянием достаточно вскоре организуются в политические партии. Эти партии не являются злом, разве что в глазах политических противников: по закону равновесия, основная часть нации поочередно симпатизирует той или иной в зависимости от ее неудач. Сходным образом коррумпирован¬ные и уголовные элементы то и дело ударяются в благотворительность. Если консервативные и радикальные партии можно уподобить соответственно Хесед и Гебура, то взяточ¬ники и нувориши относятся к Клипе, отражающей Сфиру Гебура, — Силам Соперничества и Противления, — а уголов¬ники — к Клипе, отражающей Сфиру Хесед, — Силам Раз¬рушения.
13. Негативное зло — закономерное следствие осуществ¬ления на практике принципа Гармонии. Равновесие есть ре¬зультат взаимодействия противоборствующих сил; следова¬тельно, они связаны взаимным притяжением. Классифициро¬вать одну из пары противоборствующих сил как хорошую, а другую как злую —значит впасть в дуализм, т. е. элементар¬ную ересь манихейства.
14. Ересь дуализма очевидна для каждого разумного че¬ловека, какого бы он ни был вероисповедания. Только те, религиозные убеждения которые немногим отличаются от идолопоклонства, верят в борьбу между светом и тьмой, духом и материей, — борьбу, которая заканчивается триум¬фом бога и полным уничтожением враждебных сил. Протес¬танты словно забыли, что «Люцифер» значит «Денница»— Родитель Света, что Сатана — имя падшего ангела, и что помощь Господа человечеству простерлась вплоть до Сошес¬твия в ад. Невозможно победить зло одним лишь отсечением и разрушением его; зло следует понять и гармонизировать.
15. Во всех наших расчетах и концепциях необходимо тщательно учитывать влияние той или иной Сфиры и ее соответствующей Клипы. Два Древа, Божественное и Ин¬фернальное, Сфирот и Клипот, обычно представляются так, как если бы Древо Преисподней было отражением Небесного в зеркале его основы, растущим вниз в той пропорции, в какой другое растет вверх. Более точный образ —два глифа, начертанных на каждой стороне сферы, так что маятник, ка¬чающийся между Гебура и Гедула (Марсом и Юпитером), из одной крайней точки начинает круговое возвратное движение к противоположной, т. е. приближается к сфере влияния со¬ответствующего аверса данной Сфиры — ее низшего, иска¬жающего аналога. Если он раскачался слишком далеко в направлении Гебура (Строгости), он войдет в Сферу Под¬жигающих и Разрушающих Сил, в Сферу Ненависти. Если он раскачивается слишком далеко в направлении к Милости, он попадет в Сферу Попустительницы Разрушения, а это имя весьма многозначительно.
16. Мистики утверждают, что их цель — это действие в сфере чистого духа без всякой примеси земного, и поэтому они взывают только к Имени Господа. Но оккультист отвеча¬ет: «Пока вы в земном теле, вы дети земли, и дух для вас не может быть без примеси. Когда вы взываете к любви Бога, вы не можете получить ее без Искупителя». Сферой Иску¬пителя является Тиферет, и ее архангел — Рафаель, цели¬тель, ибо разве познали бы мы влияние Искупителя без его целительного влияния на тело и душу? Однако реверсом Искупителя, который гармонизирует, являются Зурмиель, или Спорщики, — «великие черные гиганты, всегда восс¬тающие против любого другого». Разве не их влияние мы видим в грубой доктрине христианства и идее вечного нака¬зания под господством Дьявола, контрастирующего с вечным воздаянием под господством мелочного и мстительного Иеговы? Если это не Дуальные Противоборствующие Силы, то что же это? Современная религиозная
мысль допускает боль¬шую ошибку, не отдавая себе отчета в том, насколько она может быть невыносимой.
17. Единственное время совершенного равновесия силы — это Пралайя, Ночь Богов. Сила в равновесии статична, потенциальна