от прив¬ходящих мотивов и соображений, —мы обнаруживаем в себе реку в разливе -— поток изливающихся через нас соответст¬вующих сил Сфирот или Клипот. Они и есть та нечеловечес¬кая сила, которой бывают одержимы фанатики.
Глава 27 Заключение
1. В завершение моего исследования той части Священ¬ной Каббалы, которая касается Десяти Сфирот на Древе Жизни, не найти, кажется, слов более уместных, чем общеиз¬вестное «сделано мало, не сделано много...»
2. Я надеюсь, что за этой книгой последуют другие. Двадцать Два Пути формируют систему мистической пси¬хологии, а именно родства между душой человека и вселен¬ной. Как десять Сфирот, на которых основана наука о Макрокосме, являются ключом к Посвящению, так же Двад¬цать Два Пути, на которых основана наука о родстве между Макрокосмом и Микрокосмом, являются ключом к гаданию. В свою очередь, гадание, если его понимать в его собственном смысле, — это духовная диагностика, которая не имеет ничего общего с ворожбой.
3. Сферы божеств на Древе заслуживают внимательного изучения, помимо прочего, ввиду важности их непосредст¬венного практического приложения —они дают ключ к риту¬алам как к эффективнейшему средству взаимодействия с конкретными силами, персонифицированными под именами этих божеств.
4. Все это, однако, требует скрупулезного знания и лишь постепенно с поднеся в единое целое. Одинокому перу такая задача не под силу, и я буду рада отзывам тех, кто инте¬ресуется этой темой не просто как исследованием древностей, но как живыми силами, обиталище которых —дела и сердца людей.
5. Все, что осталось нам от Мистерий на Западе, переш¬ло в руки Церкви, масонов и постановщиков оперетты, при¬чем с четким распределением ролей: Церковь пробуждает лю¬бовь к Богу; масоны —к человеку; оперетта —к женщинам.
6. Если рассматривать Мистерии и соответствующий це¬ремониал как призыв Божественного Духа, это чистое суе¬верие; в моем же понимании Мистерии суть ничто иное, как пробуждение духа человека —а это уже чистая психология. Мистерии —искусство, утерянное на Западе и ждущее свое¬го возрождения.
7. На страницах этой книги я дала философскую основу этого искусства. Его осуществление на практике зависит не только от технических знаний, но и от длительной и усердной работы над собой, направленной на развитие определенных сил сознания — во-первых, силы сосредоточения, а во-вто¬рых —силы воображения, отсутствием которой и объясняет¬ся столь глубокое невежество Запада в этом вопросе. Именно силе воображения — или, в его терминологии, «спонтанной эмоции» — Куэ тщетно искал замену в «продленном внимании».