с проявлен¬ным существованием должны возникнуть и пары противо¬положностей, но Кетер не имеет пары, ждущей своего часа проявления до появления эманации Хокма и Бина.
3. Далее, Кетер есть Единое, существовавшее прежде появления своего какого-либо дальнейшего отражения —ба¬зового образа в сознании и основы для возникновения поляр¬ности. Надо полагать, что она трансцендирует все известные законы проявления хотя бы потому, что существует обособ¬ленно, вне всяких реакций. Но, говоря о Кетер, необходимо помнить, что мы имеем в виду не личность, а особую сущнос¬ть, и это состояние — абсолютно инертное, чистое сущест¬вование до тех пор, пока не начнет проявляться активность, эманируемая Хокма.
4. Человеческий разум, которому неизвестны способы существования, не связанные с формой и движением, встре¬чается с огромными трудностями при попытке адекватно отразить совершенно бесформенное состояние пассивности, между прочим резко отличающееся от не-существования. Однако в стремлении понять основы космической философии необходимо сделать следующий шаг. Во избежание вечно неразрешимого дуализма нам не следует располагать Пок¬ровы Скрытого Бытия перед Кетер. Война Бога и дьявола в нашем мире не имеет конца, этот конфликт не может быть завершен. Мы должны научиться мыслить без атрибутов формы-движения, в категориях чистого существования. Его можно себе представить как ослепляющий белый свет, не раз¬деленный на лучи призмой формы; в виде мрака межзвезд¬ного вакуума, в котором нет ничего и одновременно содер¬жатся потенции возникновения всех вещей. Сосредоточение внутреннего взора на этих символах гораздо более способст¬вует пониманию Кетер, чем масса точных философских опре¬делений. Мы не можем определить Кетер, мы можем только констатировать ее существование.
5. Размышляя о таблицах соответствий, человек постоян¬но испытывает изумленное просветление, постигая чрез¬вычайно важное значение содержащихся в них намеков, свя¬зывающих одну концепцию с другой. Первая Сфира, напом¬ним, называется Короной, а не головой. Но корона —нечто возлагаемое на голову; это ясный намек на то, что Кетер соп¬рикасается с нашим космосом, но не принадлежит ему. Мы обнаруживаем микрокосмическое соответствие ее Тыся¬челепестковому Лотосу, Сахасрара-Чакре, —т. е. ауре, рас¬положенной непосредственно над головой. Из этого следует, что сокровенная духовная сущность чего бы то ни было — человека или всего остального мира — никогда не является видимым проявлением, а всегда скрытым, глубинным базисом или источником, из которого все вытекает. Он принадлежит, собственно другому измерению, другому порядку существования. Именно эта концепция разных типов существования является основной для эзотерической философии, и ее всегда необходимо учитывать при рассмот¬рении незримых владений мага или квалифицированного оккультиста.
6. В контексте философии Веданты Кетер можно сопос¬тавить с Парабрахманом, Хокма —с Брахманом, а Бина —с Мулапракрити. В контексте других великих систем человеческой мысли Кетер аналогична первичной концепции и может выступать в качестве Отца Богов. Если, согласно этим системам, вселенная возникает в пространстве, тогда Кетер является Мировым Богом. Если вселенная зарождает¬ся в воде, Кетер является первичным океаном. С Кетер всег-да связано ощущение бесформенности и безвременности. Боги Кетер —страшные боги, пожирающие своих детей, пос¬кольку Кетер, порождая все, вновь втягивает в себя вселен¬ную в конце цикла эволюции.
7. Кетер — та Бездна, из которой все исторгается и в которую все низвергается по завершении цикла. Поэтому в эзотерических мифах, связанных с Кетер, всегда присутст¬вует не-существование. Из эзотерических концепций извест¬но, однако, что подобное представление ошибочно. Кетер — самый мощный из всех видов существования, чистое сущест¬вование, не ограниченное формой и взаимодействием. Но это существование абсолютно отличается от всего, к чему мы привыкли, оно представляется нам не-существованием, пос¬кольку не отвечает ни одному из привычных представлений. Рассмотренная концепция видов необычных существований внутренне присуща философии Каббалы, и о ней всегда сле¬дует помнить, поскольку она является ключом к Кетер, а Кетер является ключом к Древу Жизни.
8. Описание Кетер в «Сефер Йецира» имеет присущий афоризмам иносказательный характер. В тексте Кетер наз¬вана СокрытымРазумом, и это название согласуется с нес¬колькими другими именами, присвоенными Кетер в Каббале. Это Сокрытое