строится индивидуум, должна рассматриваться скорее как ядро соз¬нания, но не само сознание. Даат —невидимая Сфира также находится на Центральной Колонне, хотя, строго говоря, она всегда принадлежит иному уровню, чем тот, в котором расс¬матривается Древо. Например, в данный момент, когда мы рассматриваем Древо — микрокосм, Даат — точка контакта его с макрокосмом. И пока мы не достигнем Тиферет, мы не приобретем четко выраженного индивидуального сознания.
29. Тиферет является функциональной вершиной Второ¬го Треугольника на Древе, другими вершинами которого являются Гебура и Гедула (Хесед). Эта Вторая Триада, эманируемая Первой Триадой —Высшей Троицей, образует развивающуюся индивидуальность —одухотворенную душу. Именно эта душа страдает и развивается в процессе эво¬люции. Именно из нее эманируются одна за другой личности —единицы воплощения. И именно здесь активная сущность опыта поглощается под занавес каждого воплощения, когда воплощенная единица превращается в пыль и эфир.
30. Именно Вторая Триада образует Сверхдушу — Выс¬шее Я, Святого Ангела-Хранителя, Первого Инициатора. Его голос — этого высшего Я — так часто звучит внутри, а не Голос еще невоплощенных сущностей или Самого Бога, как думают не прошедшие обучения в соответствии с традицией люди.
31. Под сенью и управлением Второй Триады Третья Триада занимается собственно построением посредством инкарнации с использованием Малкут в качестве физической основы. Сознание мозга принадлежит Малкут, и это все, чем мы обладаем, пока являемся пленниками Малкут. Но в наши
дни двери Малкут не закрыты наглухо, и многие могут проникнуть через щель в фантасмагорию астрального уровня и пережить чувственно-образное осознание Йесод. Когда это достигнуто, открывается дорога к более высоким психичес¬ким состояниям, к истинному пророчеству, которое является отличительной характеристикой сознания в Тиферет.
32. Поэтому наш первый опыт достижения высших пси¬хических состояний вначале выражается в терминах низших психических состояний. Мы лишь приподнялись над поверх¬ностью Малкут и смотрим вверх на солнце Тиферет из лун¬ной сферы Йесод. Поэтому мы слышим голоса внутренним слухом и наблюдаем видения внутренним глазом, но они отличаются от обычных психических восприятий, потому что являются не явными представлениями астральных форм, а символами духовных вещей в астральном сознании. Это нор¬мальное функционирование подсознания. Важно хорошо понимать это, поскольку на этом этапе ложные представ¬ления могут привести к очень серьезным проблемам и даже к психическому расстройству.
33. Тем, кто знаком с каббалистической методологией, известно, что первым из больших посвящений считается дос¬тижение способности наслаждаться знанием и общаться со своим святым —Ангелом-Хранителем. Следует помнить, что Ангел-Хранитель является нашим собственным Высшим Я. Главной характеристикой данного высшего способа мыш¬ления является именно это чистое осознание, не связанное ни с голосами, ни с видениями. Это — интенсификация восп¬риятия. Благодаря ему развивается особая способность к оза¬рению и проницательности — высоко развитая интуиция. Высшее осознание никогда не бывает чувственно-образным, оно всегда является интуитивным — не содержащим образ¬ности. Именно это отсутствие чувственных образов является для опытного посвященного подтверждением его выхода на высший уровень осознания.
34. Древние понимали это и отличали методы ворожбы (связанные с преисподней) от божественного опьянения мистерий. Менады, мчащиеся в свите Диониса, наслаждались возвышенным сознанием и ощущением радости жизни, чта давало им возможность демонстрировать удивительные силы.
35. Все динамичные религии содержат этот аспект Ди¬ониса. Даже в христианской религии многие святые оставили записи о поклонении распятому Христу, явившемуся им в виде Божественного Жениха. Говоря об этом божественном опьянении, сошедшем на них, они используют в
качестве подходящих метафор слова, выражающие человеческую лю¬бовь: «Как прекрасна ты, моя сестра, моя супруга», «Ос¬лабевший от поцелуев Бога ...». Это говорит об очень многом для тех, кто понимает.
36. Аспект Диониса в религии представляет существен¬ный фактор человеческой психологии, и именно непонимание этого фактора, с одной стороны, препятствует проявлению высших духовных переживаний в нашей цивилизации, а с другой — приводит к странному искажению религиозного сознания, приводящего к скандалам и трагедиям