подробности. Вторая часть — 5 минут слышать. Если у вас устали глаза, можете их закрыть, потому что все, что от вас требуется — это слышать. Концентрируйте внимание на звуках окружающих вас, к примеру, звуки на другом этаже, шум магнитофона или тиканье часов, шум вашего дыхания. Шум улицы, проезжающих машин. Третья часть — 5 минут чувствовать. У вас сейчас есть очень много ощущений, самых разнообразных. И до тех пор, пока я об этом не скажу, вы, возможно, не чувствовали прикосновение руки к щеке, или что руки соединены между собой, или что руки лежат на бедрах. Что руки теплые, и у них есть какая-то тяжесть. И что вы прикасаетесь к спинке стула и ощущаете его твердость.. И что ваши подошвы прикасаются к полу. Ваши руки, мышцы тела могут быть расслабленными или напряженными. Есть какие-то другие ощущения: тепло или холод, тяжесть или легкость, напряженность или расслабленность. Тяжесть вашей одежды и даже тяжесть вашей прически, тяжесть часов на руке.
8.2 В течение недели блокируйте все свои мечтательные процессы, не позволяйте бестолковым мыслям одолеть вас. Старайтесь концентрировать только на том, что вы делаете сейчас, на работе думать только о работе, дома думать только о домашних делах, на улице наблюдать за окружающими людьми. Блокируйте все отвлекающие мысли, которые совсем не нужны вам в данное время и мешают вашей работе.
Если в течение недели вы не справились с упражнением 8.1 и 8.2, то вам лучше всего потратить некоторое время на развитие внимательности, так как оно очень необходимо для гипнотизера. Параметры внимания являются, пожалуй, наиболее трудно тренируемыми показателями психической деятельности человека. Как показывают наблюдения, три месяца – это минимальный срок, в течение которого, аккуратно выполняя упражнения, можно получить положительные результаты.
8.3 Пальцы.
Сядьте удобно в кресле или на стуле. Переплетите пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. Медленно вращайте их один вокруг другого с постоянной скоростью в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. Первые две недели выполнять упражнение ежедневно по 5 мин, затем по 10 мин. Постепенно довести время выполнения упражнения до 15 мин. Упражнение дает возможность проследить работу внимания «в чистом виде» благодаря бессмысленности вращения пальцев.
Вы должны быть готовы к тому, что выполнение этого задания может оказаться для вас неожиданно трудным именно из-за того, что объект сосредоточения слишком не обычен. Возможно, вас станет клонить ко сну. Возможно так же появления необычных ощущений: увеличения или отчуждение пальцев, кажущееся изменение направления их движения. Нужно заставить себя преодолеть эти трудности и полностью сосредоточится на выполняемом движении. Необходимо постоянно контролировать свое состояние. В какой-то момент вы вдруг обнаружите, что забыли об инструкции. Пальцы вращаются механически, взгляд следит за движением облака за окном, а мысли заняты совершенно другим.
8.4 Стрелка.
Упражнение выполняется два-три раза в день. В течение трех минут наблюдайте за движением секундной стрелки на ваших часах. Упражнение вначале кажется не очень сложным. Однако очень скоро вы обнаруживаете,
что уже не следите за стрелкой, а думаете совсем о постороннем, тогда как ваше внимание все время должно быть приковано к стрелке.
8.5 Аутогенная тренировка.
Конечно, АТ требует длительного времени для изучения и поэтому ее освоение зависит только от вашего желания, но для гипнотизера очень важно быть предельно расслабленным в любой ситуации, быть внимательным, собранным и уверенным. Такое состояние вырабатывается через АТ, но можно пойти и другим путем, если вы будете постоянно вспоминать, и применять эти состояния в жизненных условиях, пока они не сделаются частичкой вашего характера. Если вы все-таки заинтересованы в освоении аутогенной тренировки, то советую вам по возможности обучится АТ на специальных курсах, если нет такой возможности, то подыщите для себя самоучитель с более подробнейшим описанием и рисунками.
Урок 9
Больше приносит пользы рассмотрение одного и того же предмета с десяти различных сторон, чем обучение десяти различным предметам с одной стороны. Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего