того, что знаешь.
Техники для себя.
Калибровка «согласия – несогласия».
Калибровка – определение чистой реакции субъекта на какое–либо действие необходимое для получения правильных результатов изменений. Калибровка осуществляется сравнением и анализом как вербальных, так и невербальных проявлений признаков субъекта.
Один из очень важных и полезных видов калибровки – калибровка "согласие – несогласия".
Люди говорят не то, что думают. А думают не так, как чувствуют. Парадоксальные существа. Противоречивейшие существа. Совершенно непонятно, что имеют в виду. Вроде сказали "Да", а потом оказалось, что вроде бы и "Нет". А так хочется большей определенности. Может собеседник уже полчаса полностью со всем согласен, а я все доказываю и доказываю свою правоту. Или, если бы я знал, что он не хочет ничего покупать, я бы на него столько времени не тратил.
При общении обычно полезно иметь представление о том, согласен ли человек с вашим предложением или нет. Но люди, по совершенно разным причинам часто говорят не совсем то, что они чувствуют и как собираются поступать. То есть, они как бы врут (хотя чаще всего совершенно неосознанно). Для этого существуют сотни причин – от нежелания обидеть до желания "надуть". В любом случае весьма полезно знать, что, собственно, человек думает о вашем предложении "на самом деле". Учтите, что "Согласие – несогласие" довольно дискретные состояния – обычно человек либо согласен, либо нет.
Хотя могут быть и "более-менее согласен", частично и т.д. Но это скорее исключение, чем правило.
Откалибровав, как выглядит согласие другого человека, вы можете достаточно точно вести переговоры, постоянно зная, согласен или нет с каждым конкретным предложением ваш собеседник.
Догадайтесь, что это вам даст?
Вы можете игнорировать совершенно бестолковые ответы мужа (жены, ребенка), о том, что он собирается делать. А просто знать его реальное состояние. И вы можете сделать так, чтобы добиться реального согласия (несогласия), а не просто ответа "Да" или "Нет". Есть замечательная пора – сдача экзаменов. И вы прямо по ходу своего выступления сможете определять, насколько точно вы попадаете в представление об этом предмете преподавателя.
Ну, и только для мужчин. Женщины – таинственные существа. При личных отношениях им положено говорить совершенно не то, что они думают и чувствуют. Так что, зная ее невербальные сигналы вы можете достаточно точно разбираться в том, "что хочет женщина".
А теперь только для женщин. Мужчины – парадоксальные существа. При личных отношениях они говорят совершенно не то, что они думают и чувствуют. Так что, зная его невербальные сигналы вы можете достаточно точно разбираться в том, что он хочет на самом деле.
Я надеюсь, эти небольшие примеры вас в достаточной степени смотивируют заниматься этой интереснейшей темой.
Для того чтобы вызвать реакцию согласия или несогласия, вы можете получить ее по любому поводу, в любом контексте – в остальных она будет схожей. Только не слишком надейтесь на явное кивание головой – есть большое число людей, у которых это кивание практически отсутствует.
Хотя у большинства оно присутствует, только это может быть очень малозаметно.
Итак, вам нужно вызвать реакцию согласия. Самое простое – просто дождаться нужной вам реакции (пассивная калибровка). Но… Через
сколько она будет эта нужная вам реакция? Следующий вариант – задать вопрос, на который будет однозначно нужный вам ответ (как вербально, так и невербально). Лучше всего для этого подходят вопросы вежливости:
Сегодня хорошая погода, не правда ли?
Либо те, которые просто подтверждают свершившийся факт:
Вы вчера закончили поздно?
То же самое и с несогласием. Правда тут достаточно важно, чтобы несогласие было не слишком связано лично с ¬– поэтому подстройтесь под несогласие (невербально).
Вы же не будете покупать эту машину?
И здесь требуется три вопроса на согласие, и три на несогласие?
В идеальном случае – конечно да. Но так как идеальные случаи случаются редко, то приходится обходится тем, что есть.
Полярная реакция.
Этот метод рассчитан на людей, чье поведение вполне вписывается в формулу "с точностью до наоборот".