на что вы оказываетесь, способны, это воскликнуть: "А?" Алан Пиз однажды попал в такую ситуацию, когда его медлительный собеседник спросил его: "Мне повторить последнюю часть, Алан?" Пиз спохватился: "Какую часть?" И собеседник убийственным тоном произнес: Ту, что следовала за словами: "Доброе утро, Алан, рад видеть вас!"
В бизнесе ваш оппонент еще может простить вас, если подобное случилось впервые. Однако второй раз уже непростителен. Человек просто утратит доверие к вам и предпочтет выбрать другого партнера.
Опасность притворства заключается в том, что вы можете пропустить важную информацию, которая была бы полезна для достижения желаемого вами результата.
Как научить быть активным слушателем.
Самый легкий путь сделать собеседников активными слушателями - это попытаться заставить их перефразировать ваши слова. Если вы хотите быть уверенным, что человек, к которому вы обращаетесь, понимает ваши слова, заставьте его включиться в активное слушание, сказав: "Не давайте мне советов и не пытайтесь разрешить мою проблему. Мне нужно только знать, что вы понимаете меня".
В эмоционально напряженной атмосфере ссоры очень легко неверно интерпретировать слова собеседника. Именно здесь искусство
активного слушания особенно важно. Скажите собеседнику: "Раз мы должны быть уверены, что понимаем, друг друга, давайте попробуем вести разговор по-другому. После каждого вашего слова я буду говорить вам, как я вас понял, прежде чем отвечать. Если я понял неправильно, повторите ваши слова снова до тех пор, пока мы не придем к полному пониманию. И я поступлю так же. Договорились?" И затем начинайте разговор снова, постоянно спрашивая собеседника, правильно ли вы его поняли и правильно ли понял вас он. Помимо этого сконцентрируйте внимание и примените технику активного слушания.
Будьте честным слушателем.
И, наконец, последний мой совет - будьте честным по отношению к окружающим. Честное отношение означает, что вы мобилизуете все свои возможности. Честный слушатель слушает глазами, ушами, разумом, всем своим телом. Если вы стремитесь слушать добросовестно, приблизьтесь к собеседнику и физически, и ментально. Не отвлекайтесь на протяжении всей беседы. Сконцентрируйтесь на каждом слове собеседника, на том, как он произносит его. Только так мы можем чему-либо научиться от других. Уверяю вас - вы станете более популярным, ваша жизнь будет более счастливой и удачной.
Упражнение первое.
В течение недели используйте знания, полученные в первом уроке. Начните применять свои знания вначале на знакомых людях (дома, на работе, и т.д.), потом немного усложните задачу перейдя на незнакомых вам людях. Используйте любой момент и как можно дольше пытайтесь поговорить с субъектом, но только как почувствуете, что настал конец разговора или собеседнику пора уходить, берите инициативу в свои руки и вежливо закончив разговор, распрощайтесь.
Урок второй.
Даже маленькая практика стоит большой теории.
Врата сортировки.
Порой бывает так, что как бы вы не старались общаться с собеседником он не охотно ведет беседу с вами. Это происходит из-за того, что вы общаетесь в разных жизненных ориентирах, так называемые врата сортировки:
"Врата Сортировки" (ВС) - жизненные ориентиры человека, это те вещи, которые для него важны. Они бывают такие:
1. Люди.
2. Вещи, Действия.
3. Ценности.
4. Процесс.
5. Время.
6. Место.
Человек с большим удовольствием будет их обсуждать, сразу становясь скучным, если вы выберете что-то другое. Правда, совершенно не обязательно, что при совпадении ВС собеседник будет с вами согласен. Это только лишь означает, что вы, скорее всего, сможете поговорить и найдете общую тему для разговора, но при этом можете спорить до хрипоты. Правда, у человека обычно более представлены 2-3 ВС, например (Люди и Процесс; Вещи, Ценности и Время).
Люди.
Кто?
Два кирпича лежат на краю крыши и разговаривают:
- Жаль, погода сегодня нелетная.
- Ничего, главное - чтобы человек хороший попался!
Для него важны люди, кто и с кем. И в первую очередь он выясняет, кто говорит в основном о людях. Если его куда-то приглашают, то наиболее важный для него вопрос: Кто там будет?