Профессии, связанные с общением обычно предполагают ВС "люди" или "ценности". Например, учитель с ВС "люди" будет интересоваться именно людьми, а с ВС "ценности" - достижением неких идеалов или воплощением идей. И поведение этих учителей будет сильно отличаться.
Вещи и Действия.
Что?
- За сколько бы ты пробежал стометровку?
- Долларов за сто, наверное, попробовал бы.
Эти люди обращают много внимания на вещи и предметы. Если его спросить, на что он в первую очередь обратил внимание, он начнет описывать обстановку, одежду, цвет обоев или расположение мебели.
Кроме того, сюда будут относиться "овеществленные процессы" - действия. Слова, которые их описывают, называются номинализациями: любовь, счастье, дружба, вера, надежда...
Если человек с ВС "процесс" на вопрос: - А что там будет? - ответит: "разговаривать", "общаться", "есть", то человек действий ответит: "разговор", "общение", "еда".
Скорее всего, в речи будет много существительных, номинализаций и мало глаголов и вообще описаний процессов или последовательности действий.
Ценности.
Зачем?
- Доктор, я жить буду?
- А смысл?
Для него важны ценностные представления о мире, ценности. При разговоре он обращает внимание в первую очередь на них и говорит больше с этих позиций. Он пытается определить причину или смысл действия. Вопрос "а зачем все это нужно?" проходит сквозь все его рассуждения.
Возможно, будет употреблять много номинализаций: любовь, счастье, дружба, вера, надежда... Но в отличие
от ВС "вещи" он будет говорить о том, как это важно и ценно.
Процесс.
Как?
- Подсудимый, все было так, как описал прокурор?
- Нет, но его метод тоже заслуживает внимания.
Для него очень важно как что-либо делать. И в первую очередь он обращает внимание на то, "чем мы будем заниматься и как решать данную задачу". В речи это может быть представлено, как некая последовательность событий: "за летом приходит осень, за осенью зима".
Но при этом не надо путать с ВС "время". Для ВС "процесс" важна последовательность действий, событий, а для ВС "время" - когда это происходило. И если в первом случае будет всегда присутствовать некая последовательность людей, событий, вещей, то во втором случае акцент будет именно на времени событий: "1845 год, прошлой весной, позавчера, месяц назад".
Время.
Когда?
Точное вологодское время - вот-вот восемь.
Для него очень важно время. Он ориентируется на время и хорошо в нем разбирается, для него важно, когда это было, во сколько, какой день недели, часы минуты. И если его приглашают куда-либо, он спросит: Когда начнется и когда закончится?
- Это было во Вторник. Нет в среду... Хотя возможно и во вторник, но самое главное, что это было в половине пятого!
Место.
Где?
Разговор в психбольнице.
Психиатр: - Ну, у вас и мысли!
Пациент: - Так у вас и место...
Место, в котором будет что-либо происходить, его местоположение. Скорее всего, этот человек с большим удовольствием будет рассказывать о местах, в которых бывал или собирается быть. Или где он находился в какой-то момент времени. Его может интересовать, где он сядет или в каком месте будут собираться на вечеринку.
Учтите, что предпочитаемых ВС может быть несколько (2-3). И при том в различных ситуациях это может меняться. ВС образуют пары противоположностей:
Люди - Вещи.
Ценности - Процесс.
Место - Время.
Ценностные ориентиры из одной пары одновременно встречаются довольно редко. ВС - это не столько сами ценности, сколько способ их представления. Об одной и той же вещи можно говорить, зачем она нужна, что с ней делать и кому, собственно, она понадобилась. Совпадение по ВС не означает совпадение взглядов, а всего лишь общие точки. Коммунист с Демократом могут спорить до хрипоты, но точки зрения у них разные, а ВС одинаковые. Одинаковые ВС означают только, что вы вообще будете говорить на данную тему, что она для вас важна, но не означают совпадение мнений.
Хочу обратить ваше внимание на некоторые вещи, которые касаются Врат Сортировки. Например, если у кого-то ВС