точка отсче¬та в изменчивом и бесконечно разнообразном мире. Опи¬раясь на устойчивость своей картины мира, он оказыва¬ется способным тем или иным способом организовывать собственное поведение, и в итоге как-то выстраивать ли¬нию своей жизни.
Однако данное убеждение накладывает и опреде¬ленные ограничения на восприятие действительности и возможные формы активности человека. В этом нет ничего удивительного, поскольку основная роль любого убеждения в том, чтобы выделив из многообразия мира какую-то одну грань, одновременно завуалировать су¬ществование всех остальных. В рассматриваемом слу¬чае представление о единственности и неизменности окружающей реальности заставляет человека прини¬мать условия своего существования, как нечто от него не зависящее, изначально определенное. Что особенно интересно — и самих себя люди воспринимают как продукт, в первую очередь, чьих-то усилий, а отнюдь не результат собственных дел и поступков. По этой причине человек оказывается способным действовать в повседневной жизни так, как будто является сущест¬вом, обладающим устойчивыми свойствами, трудно поддающимися изменениям.
Другой способ жизни опирается на представление о мире, где нет заранее заданных форм, предопределенных последовательностей событий, где любые взаимосвязи и взаимозависимости носят условный характер, а целое не является простой суммой своих частей. Из этого множе¬ства элементов доступной нам действительности собира¬ется грандиозное сооружение именуемое «мир человека». Кто же осуществляет сборку? Есть основание считать, что этим занимается наш разум. Последний можно опре¬делить как часть психики, обученную отражать окру¬жающий мир по определенным правилам.
Правила сформировались в ходе исторического раз¬вития человечества. Достаточно полный свод сущест¬вующих правил именуется культурой. Понятно, что речь идет не о каком-то написанном перечне норм, а о том, чему обучают человека с момента рождения, и чему он неуклонно следует до конца своей земной дороги.
Разум — вот главный автор картины мира, наивно принимаемой за действительность.
Великий иллюзио¬нист великой иллюзии. Следуя правилам, он отбирает из множества стимулов, действующих на наши органы чувств, лишь то, что считается значительным. Разум защищает нас от хаоса мира. Ведь любой фрагмент дей¬ствительности неисчерпаем в своих свойствах и качест¬вах, Если бы наш разум не стоял на пути этого многооб¬разия, то мы бы утонули в многоликой реальности. Ра¬зум отсекает почти все, оставляя человеку лишь крохи, но и их хватает, чтобы выстроить величественное здание воспринимаемого мира.
Наш разум — удивительное по своим свойствам изоб¬ретение культуры. Это, пожалуй, самый уникальный ин¬струмент из тех, которыми владеет человек. Он позволяет людям собирать из элементов действительности все новые и новые сферы реальности. История человечества — это одновременно и история «архитектурной» деятельности разума. Он порождает целые миры и не дает им рухнуть. Ведь внимание разума удерживается на его творениях. Именно это внимание в первую очередь и создает поря¬док в мире.
Но кроме созидателя, он играет и роль охранника. Именно разум не позволяет выйти за границы сотворен¬ного мира. Именно он уверяет нас в единственности вос¬принимаемой реальности. Ведь разум берет в расчет лишь то, что находится в рамках его идеи мира. При¬чем, все время пытается убедить человека, будто данная идея и есть не что иное, как сама действительность.
Можно привести такую аналогию. Если сравнить действительность с территорией, то ее образ, создаваемый под руководством разума, будет картой. Карта может иметь разный масштаб, степень достоверности, точность прорисовки деталей. Если продолжить аналогию, то надо заметить, что бывают разные карты: политические, физические, климатические, рельефные и т. п. Все эти отличия важно учитывать. Однако важней осознать, что карта — это не территория, а наш образ мира — еще не этот мир.
Карта — не что иное, как субъективный рисунок действительности. У каждого человека такой рисунок образуется в результате процесса обучения. С момента рождения взрослые постоянно обучают ребенка действо¬вать, воспринимать и понимать окружающее строго оп¬ределенным образом. В первые месяцы и годы жизни ребенок узнает мир, осваивая его в движении. И именно взрослые учат ребенка правилам манипуляции различ¬ными предметами (игрушками, ложкой, чашкой и т. д.). Но, пожалуй, главное, чему