Роберт Аллан Монро
ПУТЕШЕСТВИЯ ВНЕ ТЕЛА
ВВЕДЕНИЕ
В нашем прагматически ориентированном обществе человек, ложащийся
спать, как бы выпадает из жизни. Шесть или восемь часов он лежит
неподвижно, а значит, не "действует", не мыслит "с пользой для
дела" и вообще не занят ничем "серьезным". Всем известно, что люди
видят сны, при этом нас с детства внушается, что сновидения и прочие
ощущения во время сна - это нечто малозначительное и по сравнению
с повседневной действительностью - нереальное. Поэтому большинство
из нас привыкает забывать свои сны, а в тех случаях, когда они
все же помнятся, рассматривать их как нечто странное.
Правда, психологи и психиатры считают сновидения своих пациентов
важным ключом к выяснению причин неправильного функционирования
их психики, но даже и при таком подходе сновидения и иные явления,
связанные со сном, никоим образом не рассматриваются как нечто
реальное, в них видят всего лишь обработку человеческим компьютером
внутренних данных.
Конечно, из этого широко распространенного пренебрежительного
отношения к сновидениям есть кое-какие важные исключения, однако
в современном обществе подавляющее большинство людей считают сны
не заслуживающими серьезного внимания.
Что бы мы подумали о человеке, который наперекор общепринятому
мнению утверждает, что во сне или в других бессознательных состояниях
с ним происходит нечто не просто производящее на него глубокое
впечатление, но вполне, с его точки зрения, реальное".
Предположим, этот человек утверждает, что накануне ночью он
летал по воздуху над большим городом, в котором легко узнал Нью-Йорк.
Далее он сообщает, что этот "сон" был не только необычайно ярким,
но в тот момент человек был вполне уверен, что это ему вовсе не
снится, а он на самом деле летит над Нью-Йорком. И такая убежденность
реальности происшедшего не покинет его до конца жизни, сколько
бы мы не убеждали его в том, что спящий в действительности не может
летать по воздуху над Нью-Йорком.
Скорее всего, мы постараемся не обращать внимания на того,
кто рассказывает такие истории, или же вежливо (а то и не очень
вежливо) намекнем ему, что у него "не в порядке с головой", что
он "спятил", и посоветуем сходить к психотерапевту. Если же он
будет настаивать на реальности своего опыта, особенно если у него
к тому же бывают и другие необычные переживания, то мы, из самых
лучших побуждений, начнем подумывать о том, как бы устроить его
в психиатрическую лечебницу.
Со своей стороны, наш "путешественник", если он не глуп, быстро
сообразит, что распространяться о своих переживаниях не стоит.
Как я установил в своих беседах со многими такими людьми, главной
проблемой для них становится опасение, не сошли ли они с ума.
Пойдем дальше и предположим, что наш "путешественник" еще более
"назойлив". Допустим, продолжая свой рассказ, он сообщает о том,
что, полетав какое-то время над Нью-Йорком, он залетел к вам в
квартиру. Там он увидел вас беседующим с двумя незнакомыми ему
людьми. Он подробно описывает их и пересказывает, о чем шел разговор
в те несколько минут, пока он присутствовал в вашей квартире.
Допустим, наш "путешественник" оказывается прав. В то самое
время, когда это с ним происходило, вы действительно беседовали
на ту самую тему и с теми самыми людьми, как он и описывает. Ну,
и что же теперь делать со всем этим?
Обычная реакция в подобной гипотетической ситуации такова:
все это очень интересно, но, поскольку известно, что такого не
может быть, не стоит ломать над этим голову. Другой способ успокоить
себя - ухватиться за слово "совпадение". В неразрешимых ситуациях
это слово просто находка!
К несчастью для нашего душевного равновесия, существуют тысячи
сообщений, исходящих от нормальных людей и описывающих в точности
такие же случаи. Так что мы имеем дело с ситуацией отнюдь не гипотетической.
Это явление называется перемещающимся ясновидением, астральной
проекцией, а более научно - "внетелесным опытом" (ВТО). Описательно
ВТО можно определить как событие, участник которого, во-первых,
по-видимому, воспринимает какую-то часть реальной действительности,
недоступную восприятию там, где в данный момент находится его физическое
тело, и, во-вторых, в то же время осознает, что это ему не снится
и он не грезит. Субъект ВТО, по всей видимости, сохраняет при этом
нормальное сознание и, хотя ему самому может казаться, что происходящего
с