Роберт Аллан Монро

Путешествия вне тела

Роберт Аллан Монро

ПУТЕШЕСТВИЯ ВНЕ ТЕЛА

ВВЕДЕНИЕ

В нашем прагматически ориентированном обществе человек, ложащийся

спать, как бы выпадает из жизни. Шесть или восемь часов он лежит

неподвижно, а значит, не "действует", не мыслит "с пользой для

дела" и вообще не занят ничем "серьезным". Всем известно, что люди

видят сны, при этом нас с детства внушается, что сновидения и прочие

ощущения во время сна - это нечто малозначительное и по сравнению

с повседневной действительностью - нереальное. Поэтому большинство

из нас привыкает забывать свои сны, а в тех случаях, когда они

все же помнятся, рассматривать их как нечто странное.

Правда, психологи и психиатры считают сновидения своих пациентов

важным ключом к выяснению причин неправильного функционирования

их психики, но даже и при таком подходе сновидения и иные явления,

связанные со сном, никоим образом не рассматриваются как нечто

реальное, в них видят всего лишь обработку человеческим компьютером

внутренних данных.

Конечно, из этого широко распространенного пренебрежительного

отношения к сновидениям есть кое-какие важные исключения, однако

в современном обществе подавляющее большинство людей считают сны

не заслуживающими серьезного внимания.

Что бы мы подумали о человеке, который наперекор общепринятому

мнению утверждает, что во сне или в других бессознательных состояниях

с ним происходит нечто не просто производящее на него глубокое

впечатление, но вполне, с его точки зрения, реальное".

Предположим, этот человек утверждает, что накануне ночью он

летал по воздуху над большим городом, в котором легко узнал Нью-Йорк.

Далее он сообщает, что этот "сон" был не только необычайно ярким,

но в тот момент человек был вполне уверен, что это ему вовсе не

снится, а он на самом деле летит над Нью-Йорком. И такая убежденность

реальности происшедшего не покинет его до конца жизни, сколько

бы мы не убеждали его в том, что спящий в действительности не может

летать по воздуху над Нью-Йорком.

Скорее всего, мы постараемся не обращать внимания на того,

кто рассказывает такие истории, или же вежливо (а то и не очень

вежливо) намекнем ему, что у него "не в порядке с головой", что

он "спятил", и посоветуем сходить к психотерапевту. Если же он

будет настаивать на реальности своего опыта, особенно если у него

к тому же бывают и другие необычные переживания, то мы, из самых

лучших побуждений, начнем подумывать о том, как бы устроить его

в психиатрическую лечебницу.

Со своей стороны, наш "путешественник", если он не глуп, быстро

сообразит, что распространяться о своих переживаниях не стоит.

Как я установил в своих беседах со многими такими людьми, главной

проблемой для них становится опасение, не сошли ли они с ума.

Пойдем дальше и предположим, что наш "путешественник" еще более

"назойлив". Допустим, продолжая свой рассказ, он сообщает о том,

что, полетав какое-то время над Нью-Йорком, он залетел к вам в

квартиру. Там он увидел вас беседующим с двумя незнакомыми ему

людьми. Он подробно описывает их и пересказывает, о чем шел разговор

в те несколько минут, пока он присутствовал в вашей квартире.

Допустим, наш "путешественник" оказывается прав. В то самое

время, когда это с ним происходило, вы действительно беседовали

на ту самую тему и с теми самыми людьми, как он и описывает. Ну,

и что же теперь делать со всем этим?

Обычная реакция в подобной гипотетической ситуации такова:

все это очень интересно, но, поскольку известно, что такого не

может быть, не стоит ломать над этим голову. Другой способ успокоить

себя - ухватиться за слово "совпадение". В неразрешимых ситуациях

это слово просто находка!

К несчастью для нашего душевного равновесия, существуют тысячи

сообщений, исходящих от нормальных людей и описывающих в точности

такие же случаи. Так что мы имеем дело с ситуацией отнюдь не гипотетической.

Это явление называется перемещающимся ясновидением, астральной

проекцией, а более научно - "внетелесным опытом" (ВТО). Описательно

ВТО можно определить как событие, участник которого, во-первых,

по-видимому, воспринимает какую-то часть реальной действительности,

недоступную восприятию там, где в данный момент находится его физическое

тело, и, во-вторых, в то же время осознает, что это ему не снится

и он не грезит. Субъект ВТО, по всей видимости, сохраняет при этом

нормальное сознание и, хотя ему самому может казаться, что происходящего

с