о существовании
Второго Тела. Задолго до появления Библии и христианства в культурах
Египта, Индии, Китая (этот список можно продолжить) представление
о Втором Теле рассматривалось как не нуждающееся в доказательстве.
Историки на каждом шагу натыкаются на упоминания об этом, но, очевидно,
относят их к области мифологии той эпохи.
Если прочитать под этим углом зрения Библию, то множество подтверждений
обнаружится как в Ветхом, так и в Новом завете. Католическая церковь
хранит достоверные предания о святых и иных религиозных деятелях,
переживших подобное состояние, кое-кто из них мог вызывать его
по своему желанию. Даже среди протестантов встречаются особо ревностно
верующие, сообщающие о внетелесном опыте, пережитом ими во время
религиозного экстаза.
На Востоке понятие Второго Тела долгое время считалось естественным
и не противоречащим реальности. Впрочем, это тема для самостоятельного
исследования. Литература андерграунда насчитывает множество книг
и авторитетов по восточным культурам, подтверждающих концепцию
Второго Тела. Утверждается, что и в наши дни существуют разного
рода адепты, ламы, монахи, гуру и им подобные, владеющие такими
ментальными и физическими силами - в том числе и способностью действовать,
находясь во Втором Теле, которые полностью противоречат современным
научным представлениям. Как правило, эти феномены попросту игнорируются
нашим материалистическим обществом, поскольку не поддаются воспроизведению
в лабораторных условиях.
В архивах различных обществ психических исследований как у
нас, так и за рубежом хранятся сотни свидетельств с описаниями
внетелесного опыта. Сбор такого материала начался по крайней мере
сотню лет назад. Кроме того, множество подобных упоминаний разбросано
по различным сочинениям прошлых эпох. Все это ждет своего исследователя.
В сущности, все эти свидетельства описывают спонтанные, одноразовые
события. Обычно внетелесный опыт случается тогда, когда человек
либо физически болен, либо ослаблен, либо переживает глубокий эмоциональный
кризис. Все эти описания в высшей степени субъективны, однако очень
многие из них сами по себе достаточно показательны. В нашем столетии
опубликовано несколько внушительных сборников свидетельств о таких
случаях, и, если данная тема вас интересует, я советую вам с ними
ознакомиться.
Недостаток всех этих публикаций очевиден: в основе своей это
- репортажи, дополненные предположениями. Точных данных, базирующихся
на наблюдении и эксперименте, они не содержат. Причина? Очевидно,
в том, что никакого серьезного исследования не проводилось.
Крайне редко встречаются сообщения о людях, способных по своему
желанию вызывать Второе Состояние и перемещаться во Втором Теле.
Возможно, их и больше, но за последнее время были известны только
двое. Если кто-либо еще обладает такой способностью, то он, по-видимому,
держит свои достижения при себе.
Первый из этих двух - англичанин Оливер Фоке, принимавший активное
участие в психических исследованиях и экспериментах. Он опубликовал
довольно подробное описание своих внетелесных опытов и способов
достижения этого состояния. За пределами андерграунда 1920-х годов
его работу почти не заметили. А ведь он предпринял достаточно серьезную
попытку вписать свой опыт в рамки представлений своей эпохи.
Второй и самый известный - Сильван Малдун, выпустивший в 1938-1951
гг. в соавторстве с Хервордом Каррингтоном несколько работ по этой
проблеме. Малдун был "проекционистом", а Каррингтон - настойчивым
исследователем психических явлений. На сегодняшний день их книги
стали классикой в своей области, читать их и вправду интересно.
Сопоставляя свои и их данные, я в который раз удивился тому, сколь
многое явно опущено. Кроме того, ими практически не проводились
экспериментальные проверки, без чего трудно представить себе серьезное
и объективное исследование.
Из числа последних следует назвать книгу, выпущенную под псевдонимом
Ирам. (Женщина? Мари, если читать наоборот?) Она также дает несколько
ключей к проблеме, но напрямую ее опыт с моим не перекликается.
Заслуживающие внимания попытки научного изучения и оценки феномена
были предприняты недавно несколькими авторитетными исследователями.
Среди них Хорнелл Харт, Нан-дор Федор, Роберт Крукалл и другие
- все пользуются солидной академической репутацией. Работы большинства
из них (их список наряду с другими недавними публикациями см. в
библиографии) сравнительно свободны от искажений, столь характерных
для