Монро описывает в своей книге несколько таких смешанных опытов,
в первую очередь это те случаи, когда во время ВТО ему как будто
удавалось "вступить в контакт" с человеком, но потом тот человек
так и не мог вспомнить об этом.
Второй удивительный "эксперимент" состоялся осенью 1970 г.,
когда я ненадолго посетил м-ра Монро в Вирджинии по пути на конференцию
в Вашингтоне. Остановившись у него переночевать, я попросил, чтобы
он, если этой ночью у него будет ВТО, зашел бы ко мне в спальню
и попробовал вытащить меня из тела. Вместе с тем я отдавал себе
отчет в некоторой двойственности своего намерения: одна часть моего
"Я" хотела, чтобы это получилось, другая противилась этому. Второе
настроение было, пожалуй, сильнее первого.
На другое утро где-то вскоре после рассвета (ночь я проспал
беспокойно, время от времени пробуждаясь от легкой дремоты) еще
во сне я стал смутно припоминать, что м-р Монро должен попробовать
извлечь меня из тела. Находясь в состоянии сна и в то же время
частично осознавая себя, я почувствовал вокруг себя, в мире своего
сновидения, какую-то "вибрацию", несшую в себе ощущение неизъяснимой
угрозы. Вопреки охватившему меня страху, я решил, что должен постараться
испытать ВТО. Но тут нить моего сознания прервалась, и в памяти
осталось только то, что спустя какое-то время я проснулся с ощущением
неудачи эксперимента. Через неделю я получил письмо от своего коллеги
из Нью-Йорка, известного парапсихолога д-ра Стэнли Криппнера, по
прочтении которого я задумался, а можно ли считать это "неудачей"?
Он писал мне о случае, происшедшем с его приемной дочерью Кэри
(я ее знаю и люблю) в то самое утро, когда мне снился описанный
выше "сон". Кэри вдруг ни с того ни с сего заявила ему, что утром
по дороге в школу видела меня в одном из ресторанов в Нью-Йорк
сити. Это случилось примерно в то самое время, когда мне снился
мой сон. Ни она, ни ее приемный отец не знали, что я нахожусь на
восточном побережье.
Как все это можно понять? Впервые за многие годы я сознательно
решил испытать ВТО (насколько я понимаю, это мне так и не удалось),
и вот, хотя сам я и не помню, чтобы находился в ВТО, мой друг сообщает,
что меня видели в ресторане в Нью-Йорк сити. И что еще удивительнее,
будь я в ВТО, я ни за что на свете не отправился бы в ресторан
в Нью-Йорк сити, потому что не выношу это место, тогда как посещение
Кэри и ее семьи для меня всегда радость. Совпадение? Скорее, опять-таки
нечто такое, что я не рискнул бы представить в качестве научного
доказательства, но и не решился бы отвергнуть как просто бессмыслицу.
Этот случай дал мне возможность уяснить мое отношение к ВТО:
мне неприятно в этом сознаться, но я побаиваюсь этого феномена.
Одна часть меня очень заинтересована этим явлением с научной точки
зрения, другая - страстно желала бы лично испытать его, третья
же - знает, что ВТО чем-то схож со смертью или с раскрытием одной
из сторон души навстречу миру непознанного, и эта-то третья часть
моего сознания отнюдь не стремится немедленно отправиться туда.
Если ВТО - "реальность", а описываемое м-ром Монро не просто занятные
фантазии или сновидения, тогда наше мировоззрение стоит на пороге
радикальных перемен. Радикальных и неутешительных.
Из того, что касается человеческой природы, психологи более
или менее уверены в одном -в том, что она сопротивляется переменам.
Мы хотим видеть мир таким, каким мы его себе представляем, пусть
при этом он нам и не нравится. По крайней мере, мы знаем, чего
от него можно ждать. Перемены и нестабильность грозят нарушить
привычный ход вещей, особенно если эти перемены не ^читаются с
нашими желаниями, волей, с нашим эго.
В этом предисловии я старался вести речь прежде всего о научном
изучении ВТО, но следует сказать и о, быть может, самом важном
аспекте проблемы. То, что пережил м-р Монро, страшно. Он говорит
о смерти, а в нашем обществе эта тема считается неприличной. Мы
препоручаем священнослужителям произносить слова утешения, порой
отпускаем на сей счет шутки, в нас коренится множество агрессивных
фантазий относительно смерти других, но на самом деле мы не размышляем
об этом. Эта книга заставит вас задуматься о смерти. Кое-что из
написанного в ней вам не понравится, кое-что вдохновит.
Очень велико искушение счесть Роберта Монро сумасшедшим. Но
я бы не советовал поддаваться такому соблазну, как не советую и
принимать все сказанное им за абсолютную истину. Он хороший наблюдатель.
Как к человеку я испытываю к нему огромное