ассортимента, номенклатуры и качества товаров и услуг. Но если это реально отнести ко всему человеческому сообществу, что было бы справедливо во многих отношениях, то уже в недалекой перспективе проблема упрется не только в ограниченные ресурсы, но и в негативные последствия массовой праздности в ее многочисленных отрицательных проявлениях.
В то же время, рассматривая противоречие между потребительством и его отрицательными последствиями, следует учитывать, что потребительство оказывает сильное влияние на улучшение качества и расширение номенклатуры и ассортимента продукции, товаров и услуг. Именно под его влиянием происходит адаптация уровня качества продукции к характеру уровня и расширяющегося состава потребностей. В результате объективно в производстве, экономике, социальной жизни имеет место активное сопротивление каким-либо тенденциям замедления роста качества или возврата на более низкий уровень потребностей, а следовательно, и менее высокое качество. Как быть? Ответ надо искать!
Это лишь один пример социально-экономических явлений, обнаруживаемых при более или менее внимательном рассмотрении взаимодействий качества продукции, духовности и потребительской составляющей сущности человека и человеческого общества.
Высокая духовность объективно противостоит культу потребительства и является фактором воплощения в жизнь принципов социальной справедливости. Из этого следует, что одухотворенным должен быть не только процесс формирования свойств продукции, т.е. ее качества, но и процесс формирования потребностей людей. Поэтому необходимо оптимально сочетать эти противоположные тенденции.
Все сказанное выше и опыт приводят к выводу о том, что духовность как позитивный фактор возвышает всю деятельность по улучшению качества. Но ей противостоит ее антипод — бездуховность, которая резко умаляет, угнетает качество, а во многих случаях уничтожает его.
Вот почему участники конференции «Качество жизни и духовность» в своем обращении к гражданам России констатировали, что:
мир вещей, созданный холодными руками, неодухотворенный человеческим теплом, мертв;
мир людей, не умеющих слышать друг друга, не умеющих вместе работать и видеть общую цель, никогда не будет благополучным;
мир учителей, несущих своим ученикам лишь абстрактные знания, не согретые теплом души, не способен вырастить поколение творцов и граждан;
мир искусства, рождающий бездушные и холодные произведения, перестает быть миром искусств.
О ПОНЯТИЯХ «ПРЕКРАСНОЕ» И «ГАРМОНИЯ» ПРИМЕНИТЕЛЬНО К КАЧЕСТВУ И ДУХОВНОСТИ
Прямое отношение к проблематике качества продукции, товаров и услуг в соотношении с духовностью имеют категории прекрасного. Значение прекрасного для человека и общества заключается в том, что оно носит духовнопрактический характер.
В философской науке прекрасное занимает умы мыслителей со времен античности и до наших дней. Для древнейшего мышления характерно видение прекрасного как неотъемлемого свойства мира, космоса. Аристотель рассматривает прекрасное как объективную данность действительности.
Мыслители эпохи Возрождения были убеждены в объективности прекрасного, которое определялось как «…строгая соразмерная гармония всех частей, объединяемых тем, чему они принадлежат…» («Десять книг о зодчестве», т. 1, М., 1935, с. 178).
У просветителей прекрасное рассматривается как посредствующее звено между разумом и чувствами.
Для Гегеля прекрасное объективно «как чувственная видимость идеи». (Соч., т. 12, М.: Мысль, 1938, с.115). При этом он отрицает «…ошибочное представление о существовании прочной противоположности между субъективным мышлением и объективными предметами…» (там же с. 61).
Марксистское видение прекрасного раскрыло связь между ним и трудовой деятельностью человека. Свойством прекрасного обладает труд человека как свободная, творческая, объективно значимая деятельность, доставляющая наслаждение «игрой физических и интеллектуальных сил» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 189). Прекрасное представляет собой отпечаток мастерства и высокой культуры, свидетельство целесообразной, целеустремленной деятельности. Одухотворенный труд переносит на продукцию не только затраченное рабочее время, но и большое мастерство и высокую культуру производителя.
Многие авторы подчеркивают, что создание, восприятие и переживание прекрасного вызывают у людей любовь, чувство радости, ощущение свободы. Восприятие прекрасного бескорыстно, ему чужд вульгарный утилитаризм, в нем сливается значимость