в темноте,
потому что болтовня - это единственное, что я могу делать в
такое время, сидя рядом с ним. Я возразил, что это больше,
чем простой акт разговора - то, что мне нравится. Я сказал,
что меня наслаждает убаюкивающее тепло темноты вокруг нас.
Он спросил меня, что я делаю дома, когда становится темно. Я
ответил, что всегда включаю свет или выхожу на освещенные
улицы до тех пор, пока не придет время спать.
- О... - сказал он с недоверием. - я думал, что ты
научился использовать темноту.
- Для чего ее можно использовать? - спросил я.
Он сказал, что темнота (он назвал ее "темнота дня") -
это лучшее время для того, чтобы в и д е т ь . Он
подчеркнул слово " в и д е т ь " особой интонацией. Я
захотел узнать, что он хочет этим сказать. Но он ответил,
что уже слишком поздно, чтобы вдаваться в этот вопрос.
22 мая 1968 г.
Как только я утром проснулся, я безо всяких вступлений
рассказал дону Хуану, что сконструировал систему,
объясняющую то, что имеет место на пейотном собрании -
митоте. Я взял свои записи и прочел ему то, что разработал.
Он терпеливо слушал, пока я старался разъяснить свою схему.
Я считал, что необходим тайный дирижер для того, чтобы
таким образом настроить всех участников, что они придут к
любому заданному соглашению. Я указал, что люди присутствуют
на митоте для того, чтобы найти мескалито и его уроки
относительно правильного образа жизни. При этом все эти люди
не обмениваются между собой ни единым словом или жестом, и
все же они находятся в согласии относительно присутствия
мескалито и его специфического урока. По крайней мере именно
так было на том митоте, на котором я присутствовал: все
согласились, что мескалито появился перед ними и дал им
урок. В своем личном опыте я нашел, что та форма, которую
принимает индивидуальное появление мескалито, и его
последующий урок были поразительно однообразны, хотя
варьировали по содержанию от человека к человеку. Я не мог
иначе объяснить такой гомогенности, как приняв ее
результатом скрытой и сложной настройки.
У меня ушло почти два часа на то, чтобы прочесть и
объяснить дону Хуану ту схему, что я конструировал. Кончил я
тем, что попросил его сказать своими словами, какова
действительно процедура для приведения участников митота к
соглашению.
Когда я закончил, он скривился. Я подумал, что он,
должно быть, считает мои объяснения вызывающими; он,
казалось, был глубоко поглощен размышлениями. После
благопристойного молчания я спросил его, что он думает о
моей идее.
Мой вопрос внезапно изменил его гримасу на улыбку, а
затем на раскатистый хохот. Я тоже попытался засмеяться и
нервно спросил, что тут такого смешного.
- Ты ушел в сторону, - воскликнул он. - зачем кто-то
будет стараться кого-то настраивать в такое важное время,
как митот? Ты думаешь, что всегда дурачат с мескалито?
На секунду я подумал, что он уклончив; он, фактически,
не отвечал на мой вопрос.
- Зачем кому-либо настраивать? - спросил упрямо дон
Хуан. - Ты был на митотах. Ты должен знать, что никто не
объяснял тебе, как чувствовать или что делать; никто, кроме
самого мескалито.
Я настаивал на том, что такое объяснение невозможно, и
вновь попросил его рассказать мне, каким образом достигается
соглашение.
- Я знаю, зачем ты приехал, - сказал дон Хуан
загадочным тоном. - я не могу помочь тебе в твоем
затруднении, потому что не существует никакой системы
настройки.
- Но как же все эти люди соглашаются с тем, что
мескалито присутствует?
- Они соглашаются потому, что в и д я т , - сказал
дон Хуан драматически. - Почему бы тебе не поприсутствовать
еще на одном митоте и не у в и д е т ь самому?
Я почувствовал, что это была ловушка. Я не сказал
ничего и отложил свои записи. Он не настаивал.
Некоторое время спустя он попросил меня отвезти его к
дому одного из его друзей. Большую часть дня мы провели там.
В ходе разговора его друг Джон спросил меня, что стало с
моим интересом к пейоту. Почти восемь лет назад Джон давал
мне батончики пейота при моем первом опыте. Дон Хуан пришел
мне на помощь и сказал, что я делаю успехи.
По пути назад к дому дон Хуана я почувствовал себя
обязанным сделать замечание относительно вопроса, заданного
Джоном, и я сказал среди прочего, что у меня нет намеренья
учиться чему-либо далее о пейоте, потому что это требует
мужества такого сорта, которого у меня нет, и что я, сказав
о своем решении кончить учение, действительно это имел в
виду. Дон Хуан улыбнулся и ничего не сказал. Я продолжал
говорить, пока мы не подъехали к дому.
Мы