"брухо".
Испанское слово б р у х о можно перевести, как м а г ,
з н а х а р ь , к о л д у н . С этого момента отношения
между нами изменились. Я стал его учеником, и в течение
следующих четырех лет он пытался учить меня тайнам магии. Об
этом ученичестве я написал книгу: "учение дона Хуана: путь
знания индейцев племени яки".
Наши разговоры проходили на испанском языке, и,
благодаря тому, что дон Хуан блестяще владел этим языком, я
получил детальные объяснения сложных значений его системы
поверий. Я называл эту сложную и хорошо систематизированную
ветвь знания магией, а его самого - магом, потому что именно
такие категории он сам использовал в неофициальном
разговоре. Однако, в контексте более серьезного освещения он
использовал термины "знание", чтоб обозначить магию, и
"человек знания", или "тот, кто знает", чтоб обозначить
мага.
Для того, чтоб учить и передавать свое знание, дон Хуан
использовал три хорошо известных психотропных растения:
пейот lернорноru williамиеil; дурман dатиrа iпохiа и вид
грибов, относящийся к роду рsylоsеве.
Путем раздельного принятия внутрь каждого из этих
галлюциногенов, он продуцировал во мне, как своем ученике,
некоторые любопытные состояния нарушенного восприятия или
измененного сознания, которые я называл "состояние
необычайной реальности". Я использовал слово р е а-
л ь н о с т ь , потому что в системе верований дона Хуана
основным пунктом было то, что состояния сознания,
продуцируемые принятием любого из этих трех растений, были
не галлюцинациями, а цельными, хотя и необычными, аспектами
реальности повседневной жизни. Дон Хуан вел себя по
отношению к этим состояниям необычной реальности не так, как
если бы они не были раельны, но как к реальным.
Классифицировать эти растения, как галлюциногены, а
состояния, которые они продуцируют, как необычную
реальность, было, конечно, моим собственным изобретением.
Дон Хуан понимал и объяснял эти растения, как транспортные
средства, которые должны приводить и доставлять человека к
неким безличным силам, а состояние, которое они продуцируют,
как "встречи", которые маг должен иметь с этими силами для
того, чтоб получить над ними контроль.
Он называл пейот - "мескалито", и объяснил, что он
является добровольным учителем и защитником людей. Мескалито
учит тому, "как правильно жить". Пейот обычно принимается на
собрании магов, называемых "митоты", где участники
собираются с определенной целью получить урок в том, как
правильно жить.
Дон Хуан считал дурман и грибы силами другого рода. Он
называл их "олли" и сказал, что ими можно управлять;
фактически, маг получал свою силу, манипулируя олли. Из этих
двух сил дон Хуан предпочитал грибы. Он утверждал, что сила,
содержащаяся в грибах, была его личным олли, и он называл ее
"дым" или "дымок".
Процедура использования грибов у дона Хуана состояла в
том, чтобы дать им высохнуть в мельчайший порошок, пока они
находятся внутри небольшого кувшина. Он держал кувшин
запечатанным в течение года, затем смешивал получившийся
порошок с пятью другими сухими растениями и получал смесь
для курения в трубке.
Для того, чтобы стать человеком знания нужно
"встретиться" с олли как можно большее количество раз. Нужно
стать "знакомым" с олли. Эта задача состояла, конечно, в
том, чтобы курить галлюциногенную смесь очень часто. Процесс
"курения" заключался в проглатывании мелкого порошка,
который не сгорал, и вдыхания дыма других пяти растений,
которые составляли курительную смесь.
Дон Хуан объяснял глубокий эффект, который вызывали
грибы в способностях восприятия, как то, что "олли убирает
тело".
Метод учения дона Хуана требовал необычайных усилий со
стороны ученика. Фактически, необходимая степень участия и
вовлеченности была столь велика и напряженна, что к концу
1965 года я вынужден был бросить ученичество. Теперь, когда
прошло уже 5 лет с тех пор, я могу сказать, что в то время
учение дона Хуана начало представлять собой серьезную угрозу
моей "идее мира". Я стал терять уверенность, которую все мы
имеем, в том, что реальность повседневной жизни является
чем-то таким, что мы можем считать гарантированным и само
собой разумеющимся.
Во время ухода я был убежден в том, что мое решение
окончательное; я не хотел более видеть дона Хуана. Однако в
апреле 1968 года я получил первую копию своей книги и
почувствовал себя обязанным показать ее ему. Я навестил его.
Наша связь учитель - ученик загадочно восстановилась, и я
могу сказать, что с того времени я начал второй цикл своего
ученичества,