такова склонность моей
натуры. Причина, по которой я говорю, что я выбрал это, в
том, что я в и ж у , но это не значит, что я выбираю
жить, несмотря ни на что из того, что я в и ж у . Ты
сейчас не понимаешь меня из-за своей привычки думать так,
как смотришь, и думать так, как думаещь.
Его заявление очень меня заинтересовало. Я попросил его
объяснить, что он имеет в виду. Он повторил ту же самую
конструкцию несколько раз, как бы давая себе время, чтобы
построить ее другими словами, и затем выразил свою точку
зрения, сказав, что под д у м а н ь е м он имеет в виду
ту постоянную идею, которую мы имеем обо всем в мире. Он
сказал, что в и д е н ь е разгоняет эту привычку, и до
тех пор, пока я не научусь в и д е т ь , я не смогу, в
действительности, понять то, что он имеет в виду.
- Но если ничего не имеет значения, дон Хуан, то почему
бы иметь значение тому, научусь я видеть или нет?
-однажды я уже сказал тебе, что наша судьба, как людей,
состоит в том, чтобы учиться для добра или для зла. Я
научился в и д е т ь и говорю тебе, что ничего в
действительности не имеет значения. Теперь твой черед;
может, однажды ты будешь в и д е т ь , и ты узнаешь
тогда, имеют вещи значение или нет. Для меня ничего не имеет
значения, но, может быть, для тебя все будет его иметь.
К настоящему времени ты должен уже знать, что человек
знания живет действиями, а не думаньем о действиях и не
думаньем о том, что он будет делать после того, как выполнит
действие. Человек знания выбирает тропу с сердцем и следует
по ней. И потом он с м о т р и т - и веселится и смеется,
и потом он в и д и т - и знает. Он знает, что его жизнь
будет закончена, в конечном счете, очень быстро. Он знает,
что он также, как кто бы то ни было еще, не идет никуда. Он
знает, потому что в и д и т , что ничего нет более
важного, чем что-либо еще.
Другими словами, человек знания не имеет ни чести, ни
величия, ни семьи, ни имени, ни страны, - а только жизнь,
чтобы ее прожить. И при таких обстоятельствах единственное,
что связывает его с людьми, - это его контролируемая
глупость. И, таким образом, человек знания предпринимает
усилия и потеет, и отдувается; и если взглянуть на него, то
он точно такой же, как и любой обычный человек, за
исключением того, что глупость его жизни находится под
контролем.
При том, что ничего не является более важным, чем
что-либо еще, человек знания выбирает поступок и совершает
его так, как если бы последний имел для него значение. Его
контролируемая глупость заставляет его говорить (делает его
сказывающим - в.М.), что то, что он делает, имеет значение,
и делает его действующим так, как если б такое значение
действительно было; и в то же время он знает, что это не
так, поэтому, когда он выполнит свой поступок, он отходит в
сторону в мире, и то, были ли его поступки хорошими или
плохими, принесли они результаты или нет, ни в коей мере не
является его заботой. С другой стороны, человек знания может
избрать то, что он будет совершенно пассивен и никогда не
будет действовать, и будет вести себя так, как будто быть
пассивным, действительно, имеет для него значение. И он
будет совершенно искренен и в этом также, поскольку это
также будет его контролируемой глупостью.
Я вовлек себя в этом месте в очень путанные попытки
объяснить дон Хуану, что я интересуюсь тем, что же будет
мотивировать человека знания поступать каким-то определенным
образом, несмотря на то, что он знает, что ничего не имеет
значения. Он мягко засмеялся прежде, чем ответить.
- Ты думаешь о своих поступках, поэтому ты веришь в то,
что твои поступки настолько важны, насколько ты думаешь они
важны. Тогда как в действительности ничего из того не важно,
что кто-либо делает. Н и ч е г о . Но тогда, если в
действительности ничего не имеет значения, то как, ты
спрашиваешь меня, я продолжаю жить? Было ба проще умереть,
именно так ты говоришь и веришь, потому что ты думаешь о
жизни точно также, как ты думаешь обо всем остальном, как ты
теперь думаешь, на что же похоже в и д е н ь е . Ты
хотел, чтобы я тебе его описал для того, чтоб ты мог начать
думать об этом точно также, как ты думаешь обо всем
остальном. В случае в и д е н ь я , однако, думанье не
является составной частью, поэтому я не могу рассказать
тебе, что это такое - в и д е т ь . Теперь ты хочешь,
чтоб я описал тебе причины моей контролируемой глупости, и я
могу тебе только сказать, что контролируемая глупость очень
похожа на в и д е н ь е . Это нечто такое, о чем нельзя
думать. (он