зевнул...) Ты слишком долго отсутствовал. Ты
думаешь слишком много.
Он поднялся и прошел в заросли чаппараля у дома. Я
поддерживал огонь, чтобы горшок кипел. Я собрался было
зажечь керосиновую лампу, но полутьма была очень уютной.
Огонь из печи давал достаточно света, чтобы можно было
писать, и создавал розовое сияние повсюду вокруг меня. Я
положил свои записи на землю и лег. Я чувствовал себя
усталым. Из всего разговора с доном Хуаном единственная
ясная мысль осталась у меня в мозгу, что ему до меня нет
никакого дела; это бесконечно беспокоило меня. За долгие
годы я доверился ему. Если бы я не имел полного доверия к
нему, то я был бы парализован страхом уже при одной только
мысли, чтобы изучать его учение на практике. То, на чем я
основывал свое доверие к нему, была идея, что он заботится
обо мне лично; фактически, я всегда боялся его, но я всегда
удерживал свой страх в узде, потому что я верил ему. Когда
он убрал эту основу, то у меня не осталось ничего, на что бы
можно было опираться дальше, и я почувствовал себя
беспомощным.
Очень странное нетерпение охватило меня. Я стал очень
возбужденным и начал шагать взад-вперед перед печкой. Дон
Хуан задерживался. Я с нетерпением ждал его.
Он вернулся немного позднее, сел опять перед печкой, и
я выложил ему свои страхи. Я сказал ему, что я озабочен,
потому что не могу менять направление посреди потока. Я
объяснил ему, что помимо доверия, которое я имел к нему, я
научился также уважать его образ жизни, как существенно
более рациональный или, по крайней мере, более действенный,
чем мой. Я сказал, что его слова ввергли меня в ужасный
конфликт, потому что они толкают на то, чтоб я сменил свои
чувства. Для того, чтобы проиллюстрировать мою точку зрения,
я рассказал дон Хуану историю одного старика из моего круга,
очень богатого консервативного юриста, который прожил всю
свою жизнь, будучи убежден, что поддерживает правду.
В начале 30-х годов он оказался страстно вовлеченным в
политическую драму того времени. Он был категорически
убежден, что политическое изменение будет гибельным для
страны, и из преданности своему образу жизни он голосовал и
боролся против того, что рассматривал, как политическое зло.
Но прилив времени был слишком силен, он осилил его. Свыше
10-ти лет он боролся против этого на арене и в своей личной
жизни; затем вторая мировая война обратила все его усилия в
полное поражение. Глубокая горечь явилась следствием его
политического и идеологического падения; на 25 лет он стал
самоизгнанником. Когда я встретил его, то ему было уже 84
года, и он вернулся в свой родной город, чтобы провести свои
последние годы в доме для престарелых. Для меня казалось
непонятным, что он так много жил, учитывая то, как он топил
свою жизнь в горечи и жалости к самому себе. Каким-то
образом он нашел мое общество приятным, и мы подолгу с ним
разговаривали. В последний раз, когда я его встретил, он
заключил наш разговор следующим: "у меня было время, чтобы
обернуться и проверить свою жизнь. Возможно, что я выбросил
годы жизни на преследование того, что никогда не
существовало. В последнее время у меня было чувство, что я
верил в какой-то фарс. Это не стоило моих усилий. Я считаю,
что я знаю это. Однако, я не могу вернуть 40 потерянных
лет".
Я сказал дону Хуану, что мой конфликт возник из тех
сомнений, в которые меня бросили его слова о контролируемой
глупости.
- Если ничего в действительности не имеет значения, -
сказал я, - то став человеком знания, невольно окажешься
таким же пустым, как мой друг, и не в лучшем положении, чем
он.- Это не так, - сказал дон Хуан отрывисто. - твой друг
одинок, потому что умрет без в и д е н ь я . В его жизни
он просто состарился и теперь у него должно быть еще больше
жалости к самому себе, чем когда-либо ранее. Он чувствует,
что выбросил 40 лет, потому что гнался за победами, а
находил поражения. Он никогда не узнает, что быть
победителем или быть побежденным - одно и то же. Значит,
теперь ты боишься меня, так как я сказал тебе, что ты
равнозначен всему остальному. Ты впадаешь в детство. Наша
судьба, как людей - учиться, и идти к знанию следует также,
как идти на войну. Я говорил тебе это бессчетное число раз.
К знанию или на войну идут со страхом, с уважением, с
сознанием того, что идут на войну. И с абсолютной
уверенностью в себе. Вложи свою веру (доверие) в себя, а не
в меня...
И поэтому ты теперь испуган пустотой жизни твоего
друга. Но нет пустоты в жизни человека знания - я говорю
тебе. Все