одному и тому же делу, он может очиститься от всякого рода наказания, если уплатит 131 ливр, 14 су и 6 денье".
"Кто убил свою жену и хочет жениться на другой, может получить разрешение, уплатив 8 турских ливров и 2 дуката".
"Отпущение кровосмешения даруется за 4 турских ливра".
"Содомский грех и скотоложество оцениваются в 131 или 219 ливров".
Древнерусские заговоры и космогонические представления
• Заговор скота от несчастья (XIII век): "Господу богу помолюся, и святой деве, и святому Миколаю, и святой пречистой, святому вознесению, святой Покрове и святому Юрью, и тебе прошу, красное солнышко, и тебе прошу, ясный месяц, и вас прошу, зореницы, божии помощницы, и тебе прошу, галочко, и отверни злых собак от моего скота, и тебе прошу, царя Давида, и кротости твоей, стань мне в помощи" [33].
• Заговор против крови: "На море, на окияне, на острове на Буяне, лежит горюч камень, на том камне сидела пресвятая богородица, держала в руке иглу золотую, вдевала нитку шелковую, зашивала рану кровавую: тебе, рана, не болеть, тебе, кровь, не бежать, аминь" [33].
• У древних славян существовало представление о смерти как о своеобразном сне. Митрополит Илларион писал в 1051 году о князе Владимире через 36 лет после его смерти: "Встани, о честное главо, из гроба твоего, встани, отряси сон - возведи очи, да видиши, какой тя чести господь сподобив" [33]. (То есть Илларион совершает явно недопустимое действие, призывая князя Владимира воскреснуть из мертвых.)
• "Даже попове и книжицы веруют в Перуна и Хорса, подкладывают им требы и куры им режут" (неизв. автор XIII века) [33].
• "В ночь под праздник Иоанна Предтечи и на самый праздник по весь день и ночь, равно и в навечерие рождества Христова и крещение в городах и селах мужи и жены, отроки и девицы собираются вместе и со всякими скоморошествами, с гуслями и сатанинскими песнями, с плясками и скаканием ходят по улицам и по водам, предаются различным играм и пьянству, и бывает отроков осквернение и девам растление; а под конец ночи спешат к реке с великим криком, как бесные, и умываются водою, и когда начнут звонить к заутрене, отходят в домы свои и падают, как мертвые, от великого клокотания". (из материалов Стоглавого собора Православной церкви 1551г.). Это написано о верующих христианах спустя более 500 лет после крещения Руси.
Отношение к иконам и церквям на Руси
"В 1611 году, во время взятия Новгорода шведами, когда город был охвачен огнем, один русский выставил икону св. Николая и молился перед ней, чтобы дом его уцелел от пожара. Однако молитва не помогла, и дом загорелся, тогда раздраженный владелец иконы, не долго думая, бросил ее в огонь со словами: "Ты не хотела помочь мне, теперь помоги себе самой" [33].
У крестьянина воры украли вола; тогда хозяин выбросил свою икону в навоз с таким напутствием: "Я тебе молюсь, а ты меня от воров не оберегаешь" [33].
В XIII веке смоляне, суздальцы и черниговцы под предводительством князя Андрея Боголюбского взяли Киев и "монастыри и Софию и десятинную богородицу... ...и церкви обнажиша иконами и книгами
и ризами и колокола изнесоша все" [33].
В 1434г., когда князь Василий Васильевич взял Галич, он сжег там все церкви и монастыри [33].
В 1372г. Тверитяне взяли город Торжок и ободрали серебряные оклады с местных икон, а церкви сожгли. В 1398г. новгородцы взяли Устюг и "церковь соборную пречистыя пограбиша", "чудотворные Одигитрии (иконы Богоматери) взяли в полон". При этом "Един Ляпун стар, вскочив на сад и связа икону убрусом, и глагола тако: никакой полоняник не связан на чужую землю нейдет" [33].
Разное
Домострой сборник XVI века утверждает, что для того, чтобы достичь спасения "За псалтырю молви 7000 молитв господи Иисусе Христе, сыне божий, помилуй мя грешного. За кафизму - 300 молитв (тех же). За славу -100 молитв, за вьтреню - 1500 молитв..." Если человек совершает эти молитвы целый год, в него вселяется Иисус Христос, после второго года - Дух святой, а после третьего - Бог Отец [33].
"По погостам и селам ходят ложные пророки, мужики и жонки, и девки и старые бабы, наги и босы и волосы отрастив и распустя, трясутся и убиваются, а сказывают, что им явился св. Пятница и Анастасия, и велят им заповедывать христианам канон завечивати, они же заповедуют крестьянам в среду и в пятницу ручного дела не делати, и женам не прясти, и платья не мыти, и каменья