об осуждении Христа в Синедрионе, а затем о суде Понтия Пилата, Сообщение о казни Иисуса через распятие и о его воскресении.
Эта часть текста обращает на себя внимание наличием множества исторических ошибок и описаний маловероятных событий [4],[7]:
1. Иисусу сфабриковали дело "по религиозной статье", а религиозными проступками в то время занимался суд Синедриона, а не гражданский суд римского прокуратора. Синедрион выносил решения о смертной казни самостоятельно и лишь предоставлял имена приговоренных (но не их самих!) для утверждения прокуратору. Иисуса не могли передать по религиозному делу Римскому проконсулу.
2. Проконсул Пилат не мог взять к рассмотрению дело Иисуса даже по политической части обвинения - "царь иудейский", поскольку в этом случае Иисус подлежал суду царя Ирода, интересы которого это в первую очередь затрагивало. В Римской Империи к правовым вопросам власти относились очень пунктуально. "Беспредела"
не было. Тем и славились на весь мир.
3. Для сравнения приведем описание подобного события из Деяний Апостолов: "Между тем, во время проконсульства Галлиона в Ахаии, напали Иудеи (евреи, говорившие по-еврейски прим. мое) единодушно на Павла и привели его пред судилище, говоря, что он учит людей чтить Бога не по закону. Когда же Павел хотел открыть уста, Галлион сказал Иудеям: Иудеи! если бы какая-нибудь была обида, или злой умысел, то я имел бы причину выслушать вас; Но когда идет спор об учении и о именах и о законе вашем, то разбирайтесь сами: я не хочу быть судьею в этом. И прогнал их от судилища. А все Эллины (евреи, говорившие по-гречески прим. мое), схвативши Сосфена, начальника синагоги, били его пред судилищем; и Галлион ни мало не беспокоился о том." (Деян. 18:12-17).
4. По еврейскому закону религиозный преступник должен был убит побитием камнями. Распятием на кресте в то время казнили только политических преступников против власти Рима, или рабов. Иисус же не был ни тем, ни другим.
5. Пилат был по свидетельствам современников очень жестоким человеком, отнюдь не склонным к мягкости и снисходительности. Например, увидев на холме иудейского проповедника, собравшего вокруг себя толпу слушателей, он приказал римской коннице растоптать их всех насмерть [19]. В самом начале своего правления для строительства водопровода в Иерусалиме он ограбил храм Яхве. Возмущение жителей было им подавлено с помощью легионеров вооруженных деревянными дубинками. Много людей погибло [20]. В свете этого довольно странно выглядит описываемая Марком мягкость и снисходительность Пилата к Иисусу.
6. Марк описывает массовую ненависть всего народа к Христу при распятии. Это также довольно странный момент. Что Иисус сделал плохого тем людям, которые висели рядом с ним на крестах под палящим солнцем и, не смотря на страшную боль, находили в себе силы проклинать и поносить его?
7. "Почтенный член городского собрания" Иосиф, снявший Иисуса с креста, был родом из вымышленной страны или города Аримафеи.
8. В момент распятия Иисуса разодралась сверху донизу завеса в иерусалимском храме. Если бы это действительно произошло, то историки евреи, описывавшие даже мелкие события относительно храма, обязательно зафиксировали бы такое значительное явление. Однако, упоминаний о нем нигде нет [4],[7],[19],[20].
9. В день распятия Христа предшествовавший Пасхе (день опресноков) Марк описывает следующее событие: "В шестом же часу настала тьма по всей земле, и продолжалась до часа девятого" (Марк 15:33) Тут он грешит против истины, поскольку по астрономическим данным в этот день в I веке не было никакого солнечного затмения [4], [5].
10. Иисус в этих главах признает абсолютный авторитет Ветхого Завета "ибо написано" (Марк 14:27), "И сбылось слово писания..." (Марк 15:28). В предыдущих же главах он относился к священным текстам чисто аналитически, без поклонения.
11. В этой части Евангелия Иисус ведет себя на суде и в Синедрионе вызывающе принципиально. В предыдущей же части Евангелия он, напротив, отличался всепринятием, и находил взаимопонимание со всеми, с кем общается.
Анализ текста
Все вышесказанные несоответствия и сравнение Евангелия Марка с Евангелием Ессеев позволяют утверждать, что Марк истории о суде Пилата, Распятии и Воскресении Христа либо выдумал, либо откуда-то заимствовал, например, из истории предательства и казни "Учителя Праведности".
В таком случае получается, что